Беседовала Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото автора и из личного архива Павла Дранникова | 23.03.2021 14:27:04
Бизнес в сельской местности имеет свои особенности и риски. Во многом успех любой деятельности здесь зависит от способности предпринимателя адаптироваться к условиям работы, реагировать на запросы клиентов, умения наладить партнерские отношения даже с конкурентами. О своем опыте развития бизнеса в небольшом городе в Архангельской области «БК» рассказал молодой шенкурский предприниматель Павел ДРАННИКОВ.
– Павел, сегодня все чаще молодежь уезжает из районов в крупные города. Почему ты решил после учебы вернуться на малую родину – в Шенкурск – и именно здесь открыл свое дело?
– Я учился в САФУ на механика, параллельно с этим подрабатывал в архангельском мотосалоне «Моторетта», в основном по вечерам и выходным дням. Работа очень нравилась, и владелец салона предлагал после окончания вуза остаться в Архангельске. Но меня тянуло в Шенкурск. Сложно сказать почему.
Есть и сильный интерес к мототехнике. Еще в школьные годы я часто катался на мотоцикле, перебирал его. Вообще, в Шенкурске это достаточно популярный вид транспорта. С друзьями мы устраивали дальние заезды. Вернувшись из Архангельска, несколько лет работал в разных сферах, продумывал собственные проекты, пробовал организовать продажи. Этот опыт пригодился, когда решил создать свое дело. Три года назад я зарегистрировался как предприниматель и открыл в своем маленьком городе (с населением 5 тысяч человек) мотосалон. Название с архангельским салоном у нас одно – «Моторетта», мы партнеры.
– Были ли проблемы с выбором помещения?
– В центре города стали переделывать бывшую столовую под торговый объект, и я связался с владельцем здания. Он показал все помещения, которые планировал сдать в аренду, и мне приглянулось сдвоенное. Мы начинали вместе с братом: у меня – «Моторетта», у него – магазин подарков «Дари слона». Ремонт в помещении делали сами. Нам повезло, так как рядом открылся популярный магазин федеральной сети.
Но брат в итоге закрыл ИП, и я взял его направление под свое крыло: сейчас параллельно развиваю оба. Пробовал вводить новые товары и услуги. Достаточно востребованной стала фотопечать, печать на кружках и футболках. Вообще, в таких населенных пунктах, как Шенкурск, сложно «выехать» только на чем-то одном. Но при этом важно обеспечить достойный ассортимент. К примеру, если мы вводим новый товар, то сразу заказываем линейку продукции. Важно, чтобы у людей был выбор – этого очень не хватает в небольших городах, селах. Обязательно нужно учитывать сезонность некоторых товаров, чтобы обеспечить себе продажи круглый год. Поэтому помимо мотоциклов мы стали продавать лодочные моторы, велосипеды, снегоходы и многое другое.
Для дальнейшего развития небольшого помещения стало мало, и по договоренности с владельцем здания для «Моторетты» и магазина подарков подготовили отдельное крыло. Но сейчас и там становится тесно, так что есть повод задуматься о дальнейшем расширении.
– С чего все-таки началась «Моторетта» и какую нишу занял мотосалон? Ведь в Шенкурске и в других торговых точках продавали мототехнику.
– Я начал с продажи мопедов. Их в городе и районе довольно много, а вот с запчастями были проблемы. И я решил привезти все запчасти до последнего болтика. Эта ниша была не занята, поэтому сделал ставку именно на нее. Получилось достаточно успешно, с первого месяца пошла прибыль. Хотя первые покупатели смеялись: у нас был, к примеру, целый стенд прокладок и мелких запчастей и… всего один мопед. Но люди приходили, и мы начали постепенно расширять ассортимент – в частности, продавать велосипеды и смогли предложить их по ценам с официального сайта.
– А как это удалось организовать с учетом высоких транспортных расходов?
– Мы являемся официальным дилером у многих поставщиков, и цены для нас ниже. Я стараюсь всегда выходить на первоисточник. Например, когда решили заняться продажей велосипедов, напрямую связались с «Мотолендом» и покупали там, без посредников. Кроме того, с архангельской «Мотореттой» и такими же салонами в других городах региона вместе оформляем заказы, что также способствует снижению закупочной цены. Все решает коллаборация – особенно это важно, когда работаешь в небольшом населенном пункте.
– Какие изменения, произошедшие за последние годы, отразились на прибыльности мотосалона?
– Ну, в первую очередь вспоминается введение онлайн-класс. Нужно было одновременно отдать 20 тысяч рублей, и это оказалось чувствительно. Пандемия сыграла свою роль. На пару недель взяли тайм-аут. В теории могли выложить товары первой необходимости и продолжить работать, но решили первый период пересидеть. Весной и летом продажи пошли хорошо, а вот к осени существенно снизились. В конце года мы еще переоформились с отменяемого ЕНВД на УСН по базе «доходы». Естественно, «вмененка» была для нас более выгодной системой налогообложения. Думаю, сейчас мы это тоже ощутим.
– Есть ли проблемы с доставкой товаров из-за отсутствия постоянного моста через реку?
– Да, раньше с доставкой было много трудностей. Работали с одним частником, потом с другим. Неудобно, конечно. Отгрузка шла ночью, на другом берегу реки... Когда переправа налажена, все достаточно позитивно. А в период распутицы нет постоянного транспортного сообщения. Приходилось даже ночевать в машине на берегу после приема заказа, а после ехать в мотосалон и работать. Сейчас появилась договоренность с транспортной компанией, машины которой постоянно курсируют между Архангельском и Шенкурском, так что трудностей с доставкой практически остались позади.
– Шенкурск – город маленький. Как складываются отношения с конкурентами?
– С одним из опытных предпринимателей мы в хороших партнерских отношениях: отправляем наших клиентов к ним, а они к нам. В маленьком городе враждовать с кем-то – деструктивный подход. Думаю, конкуренты к нам первое время отнеслись с настороженностью, но враждебности не было.
– И все-таки плюсы в работе «на себя» есть?
– Да, конечно, но и минусов тоже хватает. Когда ты наемный работник, у тебя намного меньше забот и хлопот. А здесь нужно постоянно вертеться: искать поставщиков, думать над расширением ассортимента, организовывать доставку, делать удобную выкладку, давать рекламу в соцсетях, вести группы, сайт, платить налоги, систематизировать управление товарами… И это далеко не все! Три года пролетели как один день. На будущее планов много, все раскрывать пока рано. Одно скажу: хочется сделать что-то для жителей нашего города. В особенности – для молодых, чтобы они увидели: не все так плохо в глубинке, и здесь можно найти себя и работать в удовольствие.