Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото Алексея Липницкого и из архива Виктора Канашева | 19.08.2020 11:30:00
На ягодном севере выращивание малины и клубники как бизнес пока еще диковина. Тем не менее пионеры в этом деле есть. Каких трудов стоит приручить прихотливые культурные растения и выгодно ли это, «Бизнес-классу» рассказали предприниматели Виктор КАНАШЕВ, Андрей и Дарья ВАРФОЛОМЕЕВЫ.
Клубника как живой организм
Виктора Канашева знают в Архангельске прежде всего как основателя «Поморского сувенира». Предприятие еще в 1990-е годы выпустило памятные вещицы с символикой и видами города: тогда это было в новинку. Несколько лет назад Виктора Алексеевича вновь потянуло на оригинальное, и, не оставляя основной бизнес, он решил заняться выращиванием клубники и смородины.
«Интересно было сделать то, что никто не осваивал, повторять за другими не хотелось. А когда берешься за новое, ты почти вне конкуренции, – так Виктор Канашев объясняет свой выбор. – Растение – живой организм, и его нужно понимать, чтобы выращивать. Наблюдаешь, анализируешь и начинаешь лучше ощущать собственный организм – да они практически одинаковы. И эта сторона мне тоже интересна».
Посадки у Виктора Алексеевича находятся в Приморском районе. Смородина занимает три гектара, клубника – пока десять соток. С клубникой он экспериментирует: «Опыт приобретается со временем, в один год пробуешь такой сорт, потом другой. И понимания, как с ними работать, становится больше».
Заметного дохода от ягод еще нет, больше хлопот. Сложности возникают не с технологией выращивания, а со сбором и сбытом. На климат можно сделать поправку – есть теплицы и специальное покрытие. А вот самые большие потери – от плохого качества работы наемных сборщиков, говорит предприниматель. Людей на сезон найти сложно, а те, кто откликается, зачастую не особо усердствуют.
Поэтому предприниматель ищет способы, как выйти из положения. «Сейчас клубнику выращиваю не в земле, а в торфяном субстрате, причем на возвышении. Так ее легче собирать, да и эффективность в три-четыре раза выше, чем внаклонку», – поясняет он.
Но случаются казусы иного рода. Поскольку не подведено электричество (хотя заявления в электроснабжающих организациях лежат уже несколько лет), для полива на поле установлен генератор. Сопутствующие атрибуты – провода, шланги, насосы – нередко попросту воруют.
«В жаркий день клубнику нужно поливать три раза, потому что малообъемные технологии подразумевают частые поливы. Бывает, надо включать... а нечего. Наверное, такова ментальность некоторой части нашего народа. Покупаешь новое оборудование и работаешь дальше – деваться некуда», – рассказывает Виктор Канашев.
Урожай клубники расходится «на ура», спрос превышает предложение, а вот смородиной интересуются без ажиотажа. В прошлом году ее собрали полтонны, но продажи не было, пришлось оставить ягоды на кустах. Клубника «потянула» всего на тонну с небольшим.
У каждого лета свои ожидания и результаты. «В зависимости от конкретного года и вложенных денег, – поясняет предприниматель. – В этом году клубники много не будет: некоторые сорта за зиму погибли, а новых не высадили по всем известной причине».
Ягоды Виктор Канашев продает через соцсети и мелким оптовикам, клиенты у него давние. Поставлять в магазины пока не видит смысла – слишком много трудновыполнимых пунктов для согласования. Свой павильон открыть не разрешает управление торговли и услуг населению, аргументируя это тем, что и многим другим повадно будет, и с санитарно-гигиенической точки зрения это доставит городу неудобства. Хотя почему бы не дать льготных условий местным производителям для установки павильонов, удивляется Виктор Канашев. Сейчас палатки можно ставить только на Центральном рынке и возле АГКЦ.
Ягодный бизнес – сложный, и доход от него не гарантирован, считает предприниматель. Тем не менее отступать он не намерен, возможно, лишь слегка изменит формат.
Северная плантация
Коллеги Виктора Канашева – Андрей и Дарья Варфоломеевы – превратили часть Заостровья в малиновую плантацию. Пока саженцы растут на 2,5 гектара, но в планах семьи покрыть кустами еще четыре.
«Изначально это было дорогостоящее хобби Андрея, он действительно увлекся, – рассказывает Дарья. – В нашей собственности была земля сельскохозяйственного назначения, хотелось правильно ею распорядиться. Андрей заинтересовался: что же можно выращивать на Севере? Съездив на несколько конференций, в том числе на ягодную в Воронежскую область, вернулся с идеей выращивать малину. Он буквально загорелся. Хотя сначала семья пребывала в недоумении, мы его поддержали».
Андрей – учредитель и директор Бюро судебно-строительной экспертизы. Он говорит, что однажды появилось желание раскрасить череду рабочих будней: «Хотелось отдушину, и чтобы результат был виден. Вот и результат».
Началось все пять лет назад. Тогда в семье только родился первый сын. Семья выезжала на свежий воздух – на пространство, заросшее травой, а Андрей говорил, что здесь будет малиновое поле. Спустя два года, приведя землю в порядок, молодые предприниматели посадили первые кустики малины. Этим летом они ожидают серьезный урожай.
«Хобби, которое заразило и нас, выросло в семейный бизнес, – продолжает Дарья. – Мы на поле проводим каждые выходные. В начале сезона идет подготовка: удобряем, пропалываем. В этом году попробовали создать эстетику и засадили межрядье специальными растениями – сидератами, чтобы не росли сорняки. Посмотрим, как приживутся. Будет большим удовольствием пройтись вдоль аккуратных рядов и собрать ягоды».
Бизнес-план семья разработала по программе Агентства регионального развития. Андрей и Дарья рассчитывают, что труды начнут окупаться года через два-три. «Почему выбрал именно малину? Посчитал и пришел к выводу, что стоимость ее возделывания наиболее вписывается в бюджет, – рассказывает Андрей. – Ну и прибыль хотелось бы получить. Когда начал этим заниматься в 2014 году, предложений по свежим ягодам на Северо-Западе не было, только сейчас стали появляться. Но у нас, наверное, все равно самая северная плантация. В Карелии и Коми, например, такого нет».
Андрей часто общается с коллегами-фермерами из других регионов. По его словам, у одного из фермеров в Воронежской области есть даже комбайн для сбора малины.
«У нас активно поддерживается крупный сельхозпроизводитель, акцент сделан на крупный рогатый скот и выращивание зерновых. Субсидии на сельхозтехнику в этом случае достаточно серьезные. Ягодникам такого не дано», – сокрушается предприниматель. Так что Варфоломеевы рассчитывают только на свои силы, а они черпаются в искреннем увлечении идеей.
Со сбытом особых сложностей семья не видит и надеется на несколько вариантов. «Привозная малина доходит до нас либо по заоблачной цене, либо не очень хорошего качества. А тут свежая малина, причем в пяти минутах от города – это, конечно, прекрасно, – считает Дарья. – Планируем продажу с поля рознично, а также поставки в рестораны Архангельска, с которыми уже есть договоренность. Им ягоды нужны для кондитерских изделий. Думаю, что фермерские магазины города также заинтересуются».
Предприниматели не упускают из виду и переработку урожая – заморозку и сублимацию. Этим воодушевление Андрея и Дарьи не исчерпывается, поскольку они собираются использовать малиновое поле как ареал для экотуризма. И тут открывается «вотчина» Дарьи: именно она решила, что направление, популярное во всем мире, обязательно привлечет внимание северян. Юрист по профессии, уже она составила бизнес-план, который на областном конкурсе среди молодых предпринимателей занял второе место.
«Этот проект поселился в моей душе, – говорит Дарья. – Мы сами родители и видим, насколько хорошо здесь нашим сыновьям. Хочется, чтобы и другие семьи приезжали с детьми на поле, прогуляться и пособирать ягоды. Оплатив входной билет, здесь можно будет провести сколько угодно времени, устроить фотосессию, послушать экскурсовода о жизни фермы».
По плану рядом расположится небольшая пасека (для опыления малины нужны пчелы), которая тоже станет частью проекта. Дарья уверяет, что хозяин, влюбленный в свое дело, будет рад рассказать о нем посетителям.
Со временем молодые предприниматели хотят наладить инфраструктуру. Появятся и подъездной путь к полю, и павильоны, где можно спрятаться в непогоду, переодеть детей и попить чаю или пообедать. Глава малиновой фермы обещает и рабочие места. А на вопрос «Выгодное ли это занятие?» Андрей Варфоломеев отвечает: «В любом случае это бизнес, и мы рассматриваем его как один из источников дохода. Не основной, конечно, ведь ягода – дело сезонное»