Олег ПАВЛОВ, эксперт «БК». Фото Depositphotos.com | 24.10.2023 11:34:17
Маркетинговый анализ деятельности компании является важным инструментом для успешного развития бизнеса. Некоторые предприниматели могут считать, что его проведение требует наличия специальных знаний и найма маркетолога. Мы дадим вам краткий перечень действий, которые позволят провести маркетинговый анализ своего малого бизнеса самостоятельно. Главное, о чём всегда следует помнить: «То, что нельзя измерить, нельзя улучшить».
1. Целевая аудитория. Если у вас действующий бизнес, то проще всего провести анализ ваших клиентов. Используем принцип Парето: 20% клиентов дают 80% дохода. Надо найти в этих 20% общие характеристики, понять, как они используют ваш продукт, насколько эффективно. Таким образом сложится портрет клиента, который эффективно решает свои проблемы с помощью вашего продукта. Почему важен такой портрет? Для создания эффективной рекламы и продаж. Следует рекламировать решение проблем и размещать эту информацию там, где целевой клиент вероятнее всего её увидит. Об этом скажет анализ эффективности каналов продвижения вашего продукта.
2. Конкуренты. Скорее всего, вы уже следите за конкурентами, как и они – за вами. В конкурентной битве сегодня есть одна очень большая проблема: практически все удачные ходы легко повторяются и копируются. Эффект от них очень краток. Что очень сложно скопировать, так это отношения между вашей компанией и клиентами. Для этого у вас должна быть система постоянной коммуникации с клиентами, возможность обратиться к ним тогда, когда вам это нужно. То есть необходим работающий инструмент сбора контактной информации онлайн или офлайн.
3. План создания постоянного клиента. Продавать уже существующему клиенту в 5-10 раз дешевле, чем тратиться на поиск нового и доведение его до покупки. Если вы создали систему постоянной коммуникации (через е-мейл, мессенджер или что‑то другое), то должен быть и план постоянных продаж одному клиенту. Это серия обращений компании к клиенту, причём не только с призывом купить. Полезные сообщения нужны для того, чтобы просто держать его на виду до следующей покупки в вашей компании. Сценариев может быть много, и большую часть их можно автоматизировать.
4. Автоматизация связи с клиентом. Если у вас небольшое предприятие, то часть работы с клиентом должна быть автоматизирована. Это поможет улучшить качество вашей работы. Сегодня есть много онлайн-платформ, которые позволяют сделать это: чат-боты, емейл-автоматизация, нейросети. В зависимости от поведения клиента могут быть созданы различные сценарии автоматической коммуникации с ним.
5. Маркетинговые каналы. Определите, какие маркетинговые каналы наиболее эффективны для вашего бизнеса. Сравните социальные сети, блог, электронную почту, мессенджеры. Следует понять, какой канал с наибольшей результативностью приводит к вам клиентов. И помните: лучше вложиться в развитие эффективного канала, а не «вытягивать» те, которые работают плохо.
6. Инструменты аналитики. Если у вас есть сайт, на нём обязательно должны быть установлены «Яндекс Метрика» и пиксель «ВКонтакте». Особое внимание уделите метрике. Она даст вам огромный объём информации о ваших клиентах и работе веб-сайта. Встроенный инструмент – веб-визор – покажет вам видео поведения посетителей на сайте. «ВКонтакте» также предлагает собственные инструменты аналитики, которые помогут оценить эффективность публикаций и даст сведения о поведении и предпочтениях целевой аудитории.
Проведение маркетингового анализа своего малого бизнеса не требует обязательного найма маркетолога. Следуя указанным выше шагам, вы сможете получить ценную информацию о своей целевой аудитории, конкурентах, продукте и маркетинговых стратегиях. Анализируйте полученные данные, оптимизируйте свои маркетинговые усилия и следите за улучшением этих показателей.