Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 09.11.2008 09:00:00
В сентябре администрация Архангельской области утвердила программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Архангельской области на 2009-2011 годы» с общим объёмом финансирования 370 млн рублей на три года. Однако у авторов документа и депутатов областного Собрания давно расходятся взгляды на то, каким должен быть главный документ, направленный на развитие местного бизнеса...
Свою точку зрения на механизмы поддержки предпринимательства по просьбе региональных парламентариев недавно обозначили на юридическом факультете Поморского университета. Там проанализировали областное законодательство, направленное на развитие малого бизнеса, в том числе профильную областную социально-экономическую целевую программу, и выявили ряд серьезных проблем.
«Исследование проводилось по просьбе депутатов областного Собрания. Ставилась задача обратить внимание на то, что для власти не столь очевидно. На то, о чём болеют сами предприниматели», - говорит заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доцент, кандидат наук Сергей ШАЛЯПИН.
В действующем областном законодательстве о поддержке малого предпринимательства юристы «не обнаружили серьёзных программ». «Ни на уровне признаков, ни на уровне требований, ни на технологическом уровне», - уточняет Сергей Шаляпин.
Выделите «микро»!
Первое, на что обратили внимание исследователи, – отсутствие в региональном законодательстве разделения между понятиями малого и микропредприятия. «У нас есть общая модель поддержки малого предпринимательства, что не совсем верно. Ведь каждый практически начинает с микропредприятия, это своеобразная точка отсчета, откуда может вырасти что-то значимое... или не вырасти вообще. И как раз задача власти - поддерживать точки роста, чтобы возникало нечто новое, - считает Сергей Шаляпин. - Но наш законодатель не предусматривает особого механизма поддержки микропредприятий».
Кроме того, в областном законодательстве не предусмотрены преференции для тех организаций, чью деятельность можно охарактеризовать как социально значимую.
«Познакомившись с опытом других регионов, мы увидели особый термин – «предприятие повышенной социальной значимости». К примеру, это может быть пекарня, обеспечивающая конкретный район хлебом и являющаяся единственной пекарней на конкретной территории или вообще единственным работодателем. Очевидно, что она несёт огромную социальную нагрузку», - говорит Сергей Шаляпин. По его мнению, такой бизнес должен получать особые преференции, но пока на уровне области в программе развития малого и среднего предпринимательства они никак не обозначены.
«Для нашего региона это могут быть предприятия традиционных промыслов», - считает Шаляпин.
Поддержите бизнес на селе
В законодательстве о малом и среднем бизнесе недостаточно внимания уделяется развитию малого предпринимательства в сельской местности. «Нам поясняли, что есть отдельная программа поддержки АПК, но мне кажется, что на сегодняшний день малое предпринимательство на селе находится в гораздо худших условиях, чем в городе», - говорит Сергей Шаляпин. По его словам, сейчас в сельской местности практически умерли потребительские кооперативы, а во многих районах участие власти в создании сбытовых кооперативов могло бы оживить их деятельность. Но ни муниципальный, ни региональный уровень законодательства такой формы участия не предусматривает.
Стимулируйте трудовые отношения
Студенты и преподаватели юридического факультета ПГУ уверены, что необходимо стимулировать предпринимателей, которые предусматривают в отношениях с работниками трудовые договоры, а не договоры оказания возмездных услуг.
«Мы понимаем, что работодателям зачастую удобнее заключать договоры гражданско-правовового характера, это без сомнения. Но если мы говорим о важности социальной значимости бизнеса, то должны обращать внимание и на этот аспект», - уверен Сергей Шаляпин.
Кто открыто заключает с работниками трудовые договоры, заслуживает поощрения. Например, в условиях участия в конкурсах, аукционах и программах поддержки и развития предпринимательства такой момент может оговариваться особо - чтобы некий процент работающих был оформлен по трудовому договору с полным соцпакетом.
Дайте свободу!
«В течение многих лет федеральный законодатель никак не хочет разработать законопроект о выделении из числа предпринимателей лиц свободных профессий. Тогда как в мире существует положительный опыт, который позволяет человеку, который обладает определенным опытом и трудовыми навыками, использовать свой труд без статуса предпринимателя, что на начальном этапе очень важно», - говорит Сергей Шаляпин.
У нас же любой сантехник, оказывающий услуги на дому, по законодательству должен становиться предпринимателем. Другой вопрос, что многие минуют это требование и работают без регистрации ПБОЮЛ. Но законодательство не учитывает этого, выравнивая всех под одну гребенку. У нас все - предприниматели или формально должны ими быть.
«Введение данного института - вопрос не к областным законодателям, а проблема федерального уровня», - заключает Сергей Шаляпин.