Артём БОТЫГИН. Фото автора и Алексея Липницкого | 02.12.2017 01:16:17
Размер субсидии для предпринимателей, занимающихся торговлей на островных территориях Архангельска, значительно сократится в 2018 году: вместо 1 млн рублей они могут рассчитывать всего на пару сотен тысяч. Такая поддержка оказывается бизнесу, чтобы цены на товары первой необходимости держались на уровне общегородских. Существенное секвестирование субсидии может подтолкнуть предпринимателей отказаться от бюджетных денег и поднять стоимость продуктов либо вовсе закрыть магазины из-за нерентабельности.
Новый объем компенсаций расходов на транспортировку товара в удаленные территории определен в бюджете Архангельска, уже принятом в первом чтении городскими депутатами. Изменения вызвали беспокойство у предпринимателей, которых это коснется.
В текущем году на поддержку «островной» торговли из городской и региональной казны в общей сложности было выделено порядка миллиона рублей, при этом большая часть затрат – 667 тысяч рублей – ложилась на муниципалитет. На 2018 год по этой статье городского бюджета пока что значится лишь 105 тысяч рублей. Размер субсидии от области еще не уточнен, но, судя по опыту прошлых лет, он вряд ли составит больше 50% от этой суммы.
Как рассказала «БК» индивидуальный предприниматель Ольга ТАНАСИЕНКО, чей магазин находится на острове Бревенник, даже финансирования текущего года не хватало на все «островные» торговые точки, при том что не каждый участник этого рынка обращался за возмещением расходов.
.
«Наценка на хлеб, молоко, сахарный песок должна быть не выше 15% – этого от нас требуют для получения субсидии. Мы каждую неделю отправляем в администрацию Архангельска соответствующий отчет по электронной почте. По итогу каждого квартала нам возвращают 70% от дополнительных расходов, связанных с транспортировкой товара. Но в третьем квартале этого года деньги получили только трое из пяти заявившихся предпринимателей и только по 30%», – отметила Ольга Танасиенко.
По ее словам, дополнительные расходы, которые можно возместить, связаны непосредственно с переправой с одного берега на другой. Сейчас на маршруте Лесозавод №14 – Маймаксанский лесной порт работает буксир, который бесплатно перевозит как местных жителей, так и товары для них. Работу теплохода обеспечивает ООО «Экотек», получающее за свои услуги на четырех направлениях в период ледостава по 1,3 млн рублей в день. В общей сложности по двум муниципальным контрактам – осеннему и весеннему – перевозчику будет перечислено порядка 82 млн рублей.
Тем не менее у местных предпринимателей остаются и другие затраты: нужно содержать две машины, а также оплачивать работу бригады грузчиков, которые сначала перегружают товар из машины на буксир, а на другом берегу обратно. Однако эти расходы не учитываются и не компенсируются.
«Переезды обходятся примерно в три тысячи рублей в день. Для магазинов на этой стороне достаточно просто поднять трубку, позвонить на базу – и тебе привезут товар, все выгрузят. Не нужно содержать водителя, экспедитора и грузчиков. Спрос в наших магазинах не такой, как в городе, трафика нет, поэтому если мы лишимся бюджетной поддержки, придется либо закрывать торговые точки, либо повышать цены. Но для нас оба варианта невыгодны. На островах предприятий нет. Рабочая часть населения может купить все необходимое в городе, а для пенсионеров поднимать цены вряд ли есть смысл. Но и работать в убыток тоже никто не хочет. А продать такой магазин сложно. Один коллега закрыл бизнес, но его никто не покупает – никому не нужен. Федеральные сети сюда тоже не пойдут – для них это слишком небольшой доход», – добавила Ольга Танасиенко.
Как поясняет заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам Даниил ШАПОШНИКОВ, предприниматели на островных территориях пользуются пониженной ставкой по единому налогу на вмененный доход – 0,35 вместо 1, то есть налоговая нагрузка на них существенно ниже. А изменение размера субсидий вызвано общей ограниченностью финансовых ресурсов муниципалитета.
«Эта субсидия оказывается на условиях софинансирования из областного бюджета, и там она тоже снизилась, мы пропорционально сократили сумму, которую заложили в бюджет. Но учитывая обращения предпринимателей и депутатов, мы к этому вопросу вернемся – соберемся вместе, посчитаем и примем окончательное решение», – пояснил Даниил Шапошников.
Необходимость совместного обсуждения проблемы отмечает и председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по промышленной политике, транспорту, связи и экологии Эрнест БЕЛОКОРОВИН. По его мнению, нужно определить не только размер поддержки, но и механизмы контроля цен.
«К сожалению, бюджет не позволяет в полном объеме субсидировать все нужды предпринимателей. Их нужно поддерживать, но не только деньгами. У нас сегодня денег и так не хватает – и в медицине, и в образовании. Например, кадастровая стоимость земли и недвижимости для этих территорий может быть пересмотрена. Возможно предусмотреть льготы по оплате электроэнергии или услуг ЖКХ. А уровень цен нужно контролировать. Если «повесить» эту задачу на управление торговли и услуг населению, то в администрации Архангельска людей не хватит каждый день кататься по островам. Чтобы решить все эти вопросы, власть должна обязательно встречаться с бизнесом. Я тоже готов участвовать в этой дискуссии – давайте соберемся и поговорим», – подчеркнул депутат.
КОММЕНТАРИИ:
Вадим МЕДВЕДКОВ, один из основателей ТОС «Кего», предприниматель:
— Предприниматели, чьи магазины работают на островных территориях, обеспечивают «продовольственную безопасность» местных жителей: уже одним этим они заслуживают уважения и поддержки. Компенсация затрат на доставку продуктов на удаленные территории была придумана для того, чтобы облегчить бремя бизнеса, чтобы он чувствовал внимание к себе. Хотя предприниматели — люди свободные, им лишь бы не мешали. А когда все же предлагают помощь, она должна быть доступной. Насколько я знаю, эту субсидию «выбирали» одни и те же люди — те, кто приноровился так работать.
Если действующим магазинам станет тяжело без бюджетной помощи и их владельцы примут решение закрываться, думаю, федеральные сети не будут заинтересованы в том, чтобы занять эту нишу за счет своих микроформатов. Эффективность на островах в разы меньше, покупательская способность тоже. Прибыль бывает и отрицательная. А сетям нужно не просто открыть полки с товарами — они должны еще соблюсти свой уровень сервиса, зарплат.
X5 Retail Group:
— Более 40% магазинов «Пятерочка» работает в поселениях с населением менее 100 тысяч человек. Открывая новые магазины, торговая сеть учитывает их расположение в том числе относительно территорий с недостаточным количеством магазинов у дома. В тех случаях, когда открытие магазина ограничено возможностями транспортной логистики, компания учитывает маршруты жителей удаленных районов, например, к местам работы, и обеспечивает размещение торговых точек в наиболее удобных местах для совершения покупок перед возвращением домой.
Универсамы «Пятерочка» открыты во многих удалённых или труднодоступных населенных пунктах Архангельской области: в поселке Савинском, Емецке, Североонежске, Березнике, Октябрьском, Кулое, в Онеге и Каргополе.