Анастасия НЕЗГОВОРОВА | 01.09.2020 10:17:35
Уже три месяца в Поморье действует областной закон, ограничивающий торговлю спиртными напитками в заведениях общественного питания, которые располагаются в жилых домах. На федеральном уровне его называют «законом о наливайках». Но поможет ли он в борьбе с подобными заведениями?
К вопросу о «наливайках»
Для начала разберемся с терминологией. Что такое «наливайки»? Формально к ним можно отнести большую часть питейных заведений, но есть свои нюансы.
«По документам «наливайки» – это чаще всего кафе, магазины или павильоны, которые совершенно законно могут продавать алкоголь в любое время, но в таре без крышки. Находятся такие заведения, как правило, в жилых домах или рядом с ними, что нередко мешает спокойствию граждан. Принятый в мае закон направлен на то, чтобы убрать такие «точки притяжения». Ведь если не будет места, где можно круглосуточно купить горячительное, то и собираться пьяным людям во дворах станет незачем», – уверен председатель комитета по инвестициям, собственности и предпринимательству Архангельского областного Собрания депутатов Александр ФРОЛОВ.
Напомним, с 5 мая в России начал действовать закон о запрете розничной продажи алкопродукции в небольших заведениях общепита, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях. Теперь торговать этим товаром могут лишь заведения с залом обслуживания размером не менее 20 кв. м. Однако регионам дано право устанавливать дополнительные ограничения: увеличивать требуемый размер зала или даже вводить полный запрет на розничную продажу алкоголя в заведениях общепита, находящихся в домах.
В Архангельской области подобный законопроект был инициирован вице-спикером Архангельского областного Собрания депутатов Александром ДЯТЛОВЫМ.
«Вся эта история началась несколько лет назад, когда предприниматели получили возможность открывать на первых этажах домов точки общественного питания. У нас не было полномочий по ограничению деятельности заведений, которые круглосуточно реализуют алкоголь. Вместе с тем от жителей мы получаем большое количество жалоб на шум, пьяные драки и другие нарушения общественного порядка. Поэтому вскоре после выхода федерального закона мы приняли изменения в областной закон», – пояснил Александр Дятлов.
С начала июня продавать алкоголь в регионе могут только те заведения общепита, которые имеют зал обслуживания общей площадью не менее 50 кв. м.
По подсчетам бизнеса, этот закон может привести к закрытию не менее 100 объектов общепита, в том числе в удаленных муниципальных образованиях. Такое мнение выразили предприниматели в обращении к главе региона в мае 2020 года.
По словам уполномоченного при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Ольги ГОРЕЛОВОЙ, представители бизнеса просили провести полноценную процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) этого законопроекта с активным вовлечением в нее представителей данной сферы.
«Однако ОРВ проводилась в очень сжатые сроки. И мы столкнулись с целой волной обращений от жителей, которые настаивали на введение норматива в 50 квадратных метров. По моему мнению, произошло смешение понятий «наливайки» и общепита. По факту закон направлен именно на ограничение работы объектов общественного питания, – уверена Ольга Горелова. – «Наливайки» – это чаще всего предприятия торговли, имеющие соответствующий ОКВЭД, как мы видим на практике. Однако они реализуют алкоголь в то время, когда это запрещено. Возникает резонный вопрос: почему не контролируется исполнение дополнительных ограничений по продаже алкоголя?»
Бизнес ограничили «квадратами»
По мнению генерального директора компании «БрауМастер», ресторатора Владимира ПРЕЛОВСКОГО, этот закон не о «наливайках», как его чаще преподносят, а о комфортном проживании граждан в жилых домах, проще говоря – о тишине.
«Под ограничения подпадает не только специализированный общепит, но и все предприятия питания, включая кафе-кондитерские, кафе-пекарни, где по сегодняшним запросам потребителей наличие алкогольной продукции так же естественно, как наличие чая или кофе, – отметил Владимир Преловский. – Никто не спорит, очень хорошо, когда для веселья есть одна территория, а для отдыха другая. Но это в идеале. Реальная историческая застройка наших городов не позволяет сделать такое даже в Москве и Санкт-Петербурге, Совсем непонятен критерий определения «беспокойности» баров – площадь зала. Норматив, установленный в Архангельской области, вызывает вопросы даже на фоне федеральных 20 квадратных метров. По логике ведь все наоборот: чем больше заведение, тем больше людей и больше шума».
Как утверждает Александр Дятлов, норматив в 50 квадратных метров был взят не просто так. По мнению вице-спикера облсобрания, чаще всего предприниматели покупают на первых этажах домов квартиры площадью от 55 до 75 кв. м. Часть помещений отводится под служебные, и в итоге средняя площадь зала как раз около 50 «квадратов».
«С администрациями Северодвинска и Архангельска мы проанализировали характеристики заведений, на которые поступают жалобы, и поняли, что в случае принятия такого норматива половина подобных точек будет закрыта. Да, под этот закон подпадают и нормальные заведения общепита. Но вопрос не в их закрытии, а только в том, чтобы они перестали реализовывать алкоголь», – поясняет Александр Дятлов.
В Архангельской области около 100 заведений находится под действием этого закона. Чаще всего это небольшие кафе, которые наряду с оказанием услуг общепита продают алкоголь для обеспечения рентабельности.
«Конкретно под этот закон подпадают несколько наших заведений, и мы уже приняли меры, – рассказывает генеральный директор ООО «Северные продукты», ООО «Светлое и Темное» Екатерина ЛИСАНОВА. – Компания существует уже пять лет: в Архангельской области и Сыктывкаре работает более 50 точек. Около года назад мы открыли пивоваренный завод и реализуем продукцию в наших заведениях. Но их нельзя назвать «наливайками». В ассортименте присутствуют также готовая еда из нашего ресторана, продукция местных производителей. Мы активно работаем с Архангельским траловым флотом, ИП Дубинин и другими местными поставщиками. Если бы мы закрыли часть заведений, то лишили бы предпринимателей каналов сбыта, а людей – рабочих мест. Все заведения находятся под охраной. Кроме того, мы не торгуем крепким алкоголем, поэтому конфликтные ситуации практически исключены. На мой взгляд, 20 квадратных метров – это адекватный норматив, но вот 50 – уже перебор. Если вводят такой норматив, должны предоставить места, где можно открывать подобные заведения, или ввести определенные правила: наличие кнопок охраны, ограничение времени работы. Получается, что закон накладывает ограничения на законопослушные заведения. А «наливайки», к сожалению, никуда не делись. Регулировать их деятельность нужно по-другому. Если эти заведения чаще проверять и штрафовать, их владельцы задумаются над тем, как организовывать свою деятельность без вреда для общественного порядка».
Поспешно и в пандемию
Предпринимателей задевает и то, что такой закон вышел в разгар пандемии, когда деятельность общепита была ограничена. В этот период положение большого количества компаний и так ухудшилось. Только недавно в Архангельской области предприятия общепита смогли возобновить прием посетителей. Однако последствия пандемии будут долгоиграющими.
«Удивляет поспешность принятия ограничений именно в нашем регионе. Федеральный закон вышел в мае, а в Архангельской области требования ужесточили уже в июне. Без особых обсуждений и консультаций с участниками рынка. И это в то время, когда вся отрасль общественного питания признана одной из наиболее пострадавших от пандемии! Во многих регионах принятие мер отложили до лучших времен, да и с бизнесом уважительно решили посоветоваться. В Санкт-Петербурге, например, речь идет о минимальной площади в 20–25 квадратных метров и не ранее чем с 1 января 2021 года. Так что же за этим стоит? Искренняя забота о населении или предвыборный политпиар?» – размышляет Владимир Преловский.
По мнению регионального бизнес-защитника, вводить и принимать норматив так быстро, особенно в период пандемии, несправедливо.
«У нашего бизнеса возможности перестроиться не было: не выходя из периода ограничений, владельцы тех объектов общепита, которые подпадают под этот закон, были вынуждены задуматься о переориентации или закрытии своих точек. Кроме того, нет четкого обоснования введенного в регионе норматива. Считаю, что следует вернуться к обсуждению этого вопроса осенью, проанализировать практику применения закона и вместе с депутатами и бизнесом пересмотреть условия», – уверена Ольга Горелова.
Однако депутатам продолжают поступать жалобы на нарушение покоя из-за заведений, где продают алкоголь навынос.
«У нас есть право полностью запретить торговлю спиртным в домах, но не хотелось идти таким путем, ведь есть немало заведений, к которым у людей нареканий нет, – добавляет Александр Дятлов. – Мы не можем ограничивать работу таких заведений по времени, но, обращаясь к представителям бизнеса, хочется отметить: если будут поступать жалобы, будем вынуждены либо еще увеличить установленную площадь торгового зала, либо прийти к полному запрету».
С одной стороны – мнение жителей, с другой – желание бизнеса работать в формате «у дома», который, к слову, востребован у клиентов. Массовое закрытие мелких заведений может привести к нарушению работы целой системы, куда включены не только те, кто реализует продукцию, но и большое число поставщиков.
Не лучше ли законодательно закрепить такое понятие, как «наливайка», и ограничить работу лишь этих заведений? Такое мнение высказал депутат Архангельского областного Собрания, предприниматель из Северодвинска Алексей КУВАКИН:
«Введение запрета негативно отразится на ряде предприятий общепита. Не бывает простых и правильных решений. Позиция «взять и запретить» не решит задачу по обеспечению тишины и порядка в ночное время. Последствия установленного в 2013 году запрета на ночную реализацию алкоголя не были просчитаны до конца, а сейчас есть риск подобно слону в посудной лавке вообще разрушить систему общественного питания в стране. Мы такое уже проходили в 80-е годы прошлого века на примере массовой вырубки виноградников для снижения производства вина в стране. Чем это закончилось – известно. Очень надеюсь, что мы не наступим вновь на эти грабли».