ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Вторник, 11 февраля, 2025 07:20

Наружная реклама: Архангельск готовит сто новых мест для федерального игрока?


Виктор ОРЕФЬЕВ | 10.02.2025 22:57:32
Наружная реклама: Архангельск готовит сто новых мест для федерального игрока?

Ассоциация предпринимателей в сфере наружной рекламы «Областное сообщество коммуникационных агентств» направила открытое письмо в адрес депутатов Архангельской городской Думы. Цель обращения – вмешаться в ситуацию с наружной рекламой в Архангельске, способствовать открытому диалогу между администрацией муниципалитета и участниками рынка «наружки».


Предприниматели просят депутатов обратить внимание на стремление городской администрации внести изменения в правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в Архангельске: департамент градостроительства планирует кардинально сменить форму проведения торгов по наружной рекламе — с аукциона на конкурс. Этот вопрос изначально даже был включён в повестку дня сессии городской Думы, намеченной на 12-13 февраля 2025 года. Но позже, благодаря активности ряда депутатов и публикациям в СМИ, в спешном порядке был снят.

«Кулуарная революция»

Обращение подано с целью защиты законных интересов и содействия развитию здоровой конкуренции на рынке «наружки» в Архангельске. В нём участники рынка говорят о планируемой «кулуарной революции» в сфере их деятельности. Планируемая замена открытого аукциона на непрозрачный конкурс с неизвестными критериями является «шагом в тёмное прошлое» в вопросе регулирования отрасли, уверены авторы письма.

Сегодня в 99% российских городов, включая Москву и Санкт-Петербург, в качестве формы проведения «рекламных» торгов применяется аукцион как наиболее понятный для игроков рынка и выгодный для бюджета механизм честного и справедливого определения победителя.

«Предыдущая попытка провести рекламные торги в виде конкурса в 2017 году завершилась, благодаря работе сотрудников ФСБ, возбуждением серии уголовных дел коррупционного характера с участием городских парламентариев и чиновников администрации Архангельска. После выявления дискриминационных требований к участникам и вмешательства правоохранительных органов предложенная процедура была отменена, и 24 ноября 2017 года принято распоряжение о замене конкурса на электронный аукцион. Кроме того, есть судебная практика и практика ФАС о недопущении без достаточных оснований замены аукционов на конкурсы. Мы уже подали жалобу в прокуратуру и также обжалуем решение гордумы в случае его принятия», — подчеркивается в обращении «рекламщиков» к депутатам.

К слову, широкого обсуждения данной инициативы не было, а на совместном заседании постоянных комиссий городской Думы, которое состоялось на прошлой неделе, многие депутаты высказали своё недоумение по поводу этой поправки в правила и не поддержали её. Но вопрос остаётся актуальным и, возможно, станет предметом обсуждения на следующей сессии.

Досрочная попытка

Опасения представителей рекламного бизнеса понятны. Их противоборство с администрацией города началось в конце 2024 года, когда муниципалитет пытался в одностороннем порядке через арбитражный суд досрочно расторгнуть договора аренды мест под рекламные конструкции. В документах позиция властей изложена следующим образом: «Согласно информации департамента градостроительства администрации городского округа «Город Архангельск» в отношении рекламных конструкций, установленных по договорам, указанным департаментом, зафиксированы нарушения, в том числе в части внешнего архитектурного облика»… Предприниматели, занятые данным видом бизнеса, говорят о том, что такая формулировка весьма субъективна, так как нигде не прописаны критерии, по которым можно эти требования оценить. К тому же, с их слов, ранее подобных замечаний со стороны городских властей не возникало. 

Десятки заявлений с обеих сторон, вмешательство профильных надзорных ведомств и широкое обсуждение ситуации в СМИ привели к отзыву большей части исков и обращений. Однако в ходе «медийного процесса» стали выясняться интересные детали.

Действующие договоры на аренду мест под рекламные конструкции заключены на 10 лет (в 2018 году), задолженности по оплате аренды никто из владельцев конструкций не имеет.

Более того, в апреле 2024 года были внесены изменения в ст.40 Федерального закона «О рекламе», соответствующий закон принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. Согласно тексту документа пролонгация действующих договоров аренды мест на наружную рекламу должна осуществляться в заявительном порядке с заключением дополнительного соглашения на следующие 10 лет. Сделать это владельцы рекламных конструкций были вправе до 31 декабря 2024 года.

Однако все поданные архангельскими операторами заявки касательно продления срока аренды мест под рекламу, полученных по итогам торгов в 2018 году, были отклонены администрацией по причине «несоответствия архитектурному облику города». 

Когда не получилось

Первой отреагировала прокуратура Архангельска, выявив в действиях профильных сотрудников администрации областного центра нарушения ст. 21.3-1 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившиеся в неправомерном отказе субъектам предпринимательской деятельности в продлении сроков действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Заместитель прокурора Архангельска сообщил, что директору департамента муниципального имущества администрации города было вынесено представление об устранении нарушений закона.

В итоге подписание дополнительных соглашений состоялось, и теперь договоры действуют до конца 2034 года. «Переиграть» ситуацию быстро с существующими конструкциями не получится, если не заводить на рынок нового игрока по новым правилам.     

Как говорится в обращении Ассоциации «Областное сообщество коммуникационных агентств» к депутатам, главный аргумент чиновников о «ненадлежащем» состоянии билбордов упирается в пустоту: нормативных актов, где прописывались бы характеристики конструкций и требования к их внешнему виду, как это сделано во многих регионах России, в нашем городе нет.

Если речь идёт, к примеру, о вывесках — такие требования детально проработаны и изложены в утверждённом депутатами дизайн-коде. В отношении рекламных конструкций подобных документов не принято, поэтому абсурдно требовать их соблюдения. Хотя просьбы к администрации города об утверждении таких требований в том или ином виде звучали со стороны местных операторов не раз.

Аналогичная история с цифровыми билбордами, которых так ждут в администрации: рекламное сообщество больше года выступает с этой инициативой, получая от администрации расплывчатые ответы со ссылкой на действующую схему размещения конструкций.

Новый игрок на новые места?

Параллельно с попыткой скорректировать форму торгов идёт процесс утверждения обновленной схемы размещения рекламы, которая не представлялась общественности и профессиональному сообществу. По информации рекламщиков, речь идёт о ста новых конструкциях в цифровом виде — экранов вместо существующих щитов. Напомним, что сегодня классическая «наружка» в Архангельске насчитывает около 400 конструкций. 

Предположительно в данную схему включены новые места, а существующие, разыгранные на аукционах 2018-2019 годов и действующие, с учётом пролонгации, до 2034 года, «убраны» безвозвратно.

Вкупе с волной исков в арбитраж против рекламщиков об аннулировании существующих разрешений и договоров это недвусмысленно свидетельствует о твёрдом намерении разорвать с действующими игроками рынка все отношения. Таково мнение предпринимателей. По оценке юристов профильной ассоциации СОНР, сделать это будет крайне затруднительно, поскольку сложившейся судебной практики на этот счёт нет. Федеральный закон «О рекламе» не предполагает возможности наложения массового «вето» на конструкции с действующими договорами и разрешениями. Даже если это теоретически возможно, потери бюджета в случае компенсационных выплат операторам могут быть колоссальными и достичь конкретно по Архангельску (за годы, на которые были заключены договоры) миллиарда рублей. 

Готовы к диалогу

«Нельзя забывать о том, что у работающих фирм имеются обязательства: брались кредиты на проведение торгов, установку и модернизацию конструкций, существует ответственность перед работниками. Поставьте себя на место владельцев рекламных конструкций: вы ничего не нарушали, исправно всё оплачиваете, участвуете в информационных мероприятиях властей, и вдруг по чьему-то желанию у вас хотят всё отнять! — отмечено в обращении к депутатам. — Мы хотим вернуться к диалогу и готовы учесть пожелания администрации города. У нас за всё время сотрудничества нет ни одного невыполненного предписания, не было ни одного пожелания со стороны муниципалитета относительно внешнего вида конструкций, если не принимать в расчёт рабочие моменты с вандализмом. Мы за открытый диалог, мы живём в этом городе и со всей ответственностью хотим работать дальше!».





Возврат к списку

Для вас

Навигатор

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей