ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 25 декабря, 2024 09:21

Курица не птица, маркетинг - не сговор


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: www.ellf.ru | 18.05.2011 01:36:06

Яичный переполох», похоже, окончится ничем: ОАО «Котласская птицефабрика» успешно обжаловала решение УФАС о синхронном повышении цен на продукцию с ООО «АПК «Архсельпром». Как гласит вердикт арбитражного суда, предприятия только «ориентировались на текущую ситуацию на рынке».

 

По данным антимонопольного органа, 27-30 августа 2010 года «Архсельпром» (бывшая Архангельская птицефабрика в Уйме) увеличил отпускную цену на куриное яйцо с 24,30 до 32,10 рубля, а Котласская птицефабрика - с 21,44 до 29,66 рубля за десяток. Таким образом, предприятия одновременно подняли цены на одну и ту же величину — около 8 рублей. За месяц скачок цен на яйцо составил 99,4% и 55,21% соответственно при реальном приросте себестоимости товара в июне - июле на 11% и 9%.

Как считает УФАС, у предприятий не было объективных причин для такого маркетингового хода, а значит, налицо признаки нарушения Федерального закона «О защите конкуренции».
Помимо мелких подсобных хозяйств, производством яйца на территории региона занимаются Котласская, Архангельская и Вельская птицефабрики. Совокупная доля участников разбирательства на рынке порядка 40%: принципиально повлиять на ситуацию они могут. При этом только синхронное и единообразное повышение цен отвечает интересам каждого.
Контраргументы руководства предприятий антимонопольный орган считает несостоятельными. «Архсельпром», в частности, сослался на приостановку работы птицефабрики региональным управлением Роспотребнадзора: в июле на предприятии было изъято из оборота 1790 штук яиц, склад яйца был закрыт на 15 дней. Однако и тогда предприятие продолжало производить свыше 2 млн штук яиц в месяц.

Цены на корма (а это 60% себестоимости продукта) существенно не менялись. Спрос на яйцо также оставался стабильным. Крупнейший участник рынка - Вельская птицефабрика — никаких ценовых «рывков» не предпринимала.
Значит, действия двух других предприятий не являются следствием обстоятельств рынка, считают в УФАС. Обе птицефабрики не имеют четкой методики ценообразования, и зависит она «не столько от экономических факторов, столько от указаний руководства» — таковы выводы ведомства.
Проводя проверку, УФАС не учло особую обстановку на рынке в августе 2010-го, отметили представители «Архсельпрома». Аномальная жара привела к падению производства яйца в южных регионах России, снабжающих Москву и Санкт-Петербург. И это не единственное форс-мажорное обстоятельство: в результате ЧП на птицефабрике в Ленинградской области погибло 300 тысяч кур. Вологодские, кировские и вельские производители яйца работали в основном на центр, и «Архсельпром» резонно рассчитывал на подъем спроса на свою продукцию в Архангельске и ближайших городах. Не учел УФАС и привычный рост спроса на продукцию птицефабрик в конце сезона отпусков и каникул.

Интересы предприятий не пересекаются, ведь их рынки сбыта практически не совпадают, заявили в суде представители Котласской птицефабрики. «Архсельпром» большую часть своей продукции реализует через торговую сеть «Петровский», с которой у котлашан договора нет. Кроме того, вместе взятых объемов производства двух птицефабрик не хватит, чтобы обойти вельчан, а ведь есть еще поставщики из других регионов — игра на повышение отпускных цен при такой конъюнктуре рынка бессмысленна.
С большинством доводов представителей птицефабрик суд согласился. Как говорится в судебном решении, УФАС дал оценку рынка яйца в области в целом, без учета ситуации на локальных рынках (города, района), реальная доля предприятий рассчитана неправомерно. Нет данных о том, что их якобы согласованные действия навредили какому-либо другому хозяйствующему субъекту.

Совпадения цен, по мнению суда, также не установлено: шаг повышения был почти одинаковым, но и до, и после него цены на яйцо на птицефабриках существенно (на 7,6%) различались. При этом Котласская птицефабрика продавала товар дешевле, чем Архангельская и Вельская. Данные регионального министерства АПК и торговли косвенно подтверждают аргументы о сезонных колебаниях спроса: с мая по август птицефабрики реализуют яйцо по ценам ниже себестоимости, к сентябрю «поднимая их до должного уровня».

«Само по себе неоднократное приблизительное совпадение цен у двух хозяйствующих субъектов нарушением не является. (...) Действия птицефабрик свидетельствовали лишь об ориентированности хозяйствующих субъектов на текущую ситуацию на рынке», - заключил Арбитражный суд Архангельской области.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей