Беседовала Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото предоставлено Ольгой Гореловой | 18.08.2020 13:35:43
Пандемия стала серьезным испытанием для предпринимателей. И если многие из них смогли удержаться на плаву благодаря подушке безопасности, мерам поддержки и собственной смекалке, то ряду компаний это не удалось. С начала года Архангельская область потеряла около 6% малых и средних предприятий.
Что больше всего волновало бизнес в активную фазу ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, и какие меры поддержки стали наиболее популярными? Об этом наш разговор с уполномоченным при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Ольгой ГОРЕЛОВОЙ.
– Ольга Владимировна, какие федеральные меры поддержки бизнеса оказались наиболее востребованными у предпринимателей Архангельской области?
– Наиболее популярной оказалась выплата, которую получил малый и средний бизнес через Федеральную налоговую службу России, – это так называемые субсидии на зарплату, но на самом деле их можно было направлять и на другие неотложные нужды. За апрель такую выплату получил 8541 предприниматель Архангельской области, а за май – 8387. Снижение количества получателей я связываю с тем, что некоторым компаниям не удалось сохранить численность работников на уровне 90%. Но следует понимать и то, что параллельно реализовывались меры социальной поддержки населения, было повышено, в частности, пособие по линии центра занятости и, скорее всего, немало сотрудников, в том числе в сфере МСП, предпочли на время стать безработными.
Еще одна востребованная мера поддержки бизнеса – освобождение от многих налогов, которой смогли воспользоваться те субъекты малого и среднего предпринимательства, основной вид деятельности которых был включен в перечень пострадавших отраслей. В Архангельской области порядка 11 тысяч таких предприятий.
Ну и, конечно, особую популярность получила такая мера поддержки, как кредиты. Сначала пошла волна беспроцентных кредитов, потом появились льготные – и они для предпринимателей стали более интересными. По этим кредитам был самый настоящий бум обращений! В итоге банки одобрили заявок почти на 3,1 млрд рублей.
В настоящее время первые транши получили 1100 предпринимателей региона. Те, кто воспользовался этой мерой поддержки, живут в ожидании, что кредит будет списан в апреле следующего года. И если в итоге они не останутся должны банкам, то эта мера поддержки, конечно, хорошая: она дает бизнесу возможность пережить сложный период. Но риски есть, и ключевой из них – сохранение численности работников, что иногда не зависит от работодателя. К примеру, некоторые сотрудники могут уйти в декрет или попроситься на меньшую ставку.
– С какими запросами в аппарат уполномоченного чаще всего обращались предприниматели в период пандемии?
– Стоит отметить, что за восемь месяцев 2020 года в аппарат уполномоченного обратились более 1400 представителей бизнеса. Для сравнения: в 2018 году за защитой прав обратились 163 человека, а в 2019 году было 247 обращений.
Первое время, когда только были введены ограничения, к нам обращались за консультациями: представителей бизнеса интересовало, кто имеет право работать и какие требования при этом нужно соблюдать. Многие просили разъяснить указы, постановления, которые принимались как на региональном, так и на федеральном уровнях. Важно было держать руку на пульсе и своевременно информировать предпринимателей обо всех изменениях.
Когда начали вводить меры поддержки бизнеса, мы стали отрабатывать вопросы, связанные с критериями их получения. Одна из системных проблем – несоответствие ОКВЭДа, хотя предприниматели фактически работали в пострадавших отраслях. Через федерального уполномоченного удалось добиться того, чтобы в перечень были включены коды 47.19 («Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах»), 32.99.8 («Производство изделий народных художественных промыслов») и 52.23 («Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом»). Пытались добиться включения и других ОКВЭДов, но это не увенчалось успехом. Вообще, все эти инициативы появились не просто так – они возникли на основе обращений.
Многие консультировались у нас по поводу получения кредитов: объявленные на федеральном уровне меры поддержки бизнеса оказались очень «вкусными», и ряд компаний решил воспользоваться ими.
Однако при обращении за беспроцентным кредитом предприниматели столкнулись с серьезным барьером – банки требовали наличия зарплатного проекта. Мы провели «контрольную закупку» и представили результаты федеральному бизнес-омбудсмену. В итоге это требование было снято.
Также к нам обращались и по поводу получения льготных кредитов. Их одобряли не всем, и мы с предпринимателями отрабатывали причины отказов.
В мае к нам стали обращаться за консультацией по организации закрытия бизнеса. Некоторые решили сняться с учета как ИП и получать пособие. С 1 января 2020 года безработными стали 540 предпринимателей, 209 из них оформились после 1 марта.
По данным Единого реестра субъектов МСП ФНС России на 10 августа 2020 года, в Архангельской области зарегистрировано 34 657 малых и средних предприятий. На 10 января 2020 года их было 36 927.
– На федеральном уровне сообщается о возможном продлении мер поддержки. Что, по вашему мнению, поможет бизнесу восстановиться?
– Нужно снизить любую нагрузку – налоговую, неналоговую, административную. И здесь нам предстоит отработать ряд запросов от предпринимателей, связанных с налогом на имущество, грядущей отменой ЕНВД, корректировкой патентной системы налогообложения. По неналоговой нагрузке есть вопросы с введением маркировки – сейчас я собираю системные сбои. До конца года приостановлены проверки, но тоже есть свои исключения, о которых предприниматели должны знать. В частности, Роспотребнадзор может проверять соблюдение противоэпидемических мер.
Вместе с тем мы пока не закрываем тему с выплатами предпринимателям на неотложные нужды. Да, на уровне правительства страны она уже закрыта, но буквально недавно федеральный бизнес-омбудсмен Борис ТИТОВ на основе аналитики со всех регионов, в том числе из Архангельской области, обратился к Президенту России с просьбой продлить программу прямых субсидий малому и среднему бизнесу в размере МРОТ. Речь идет именно о тех предприятиях, деятельность которых была приостановлена в рамках региональных указов на период повышенной готовности.
Сейчас уполномоченные, и я в том числе, готовим аналитику. В Архангельской области в июне не работало порядка 2300 предприятий, в июле – около 1900. Эти месяцы стали критичным периодом для многих, так как субсидии на неотложные нужды и сотрудников выплачивались только за апрель – май, освобождение от налогов в этой части действует только на II квартал 2020 года, а льготные кредиты под 2% выдаются не так быстро, как хотелось бы.
– Как в целом пандемия отразилась на ведении бизнеса в Архангельской области?
– По данным реестра субъектов МСП, за полгода регион потерял 6% малых и средних предприятий. Ежегодно эта цифра составляла 3-4%. Эти данные можно считать первым замером экономических последствий пандемии и все же ограниченной поддержки бизнеса в это непростое время. Однако в такие короткие сроки можно говорить только о закрытии ИП. У юридических лиц эта процедура длится дольше, и мы сможем увидеть более полную картину к концу 2020-го – началу 2021 года. Третий замер экономических последствий сможем сделать летом следующего года, когда станет ясно, будут ли списаны льготные кредиты, которые взяли предприниматели.
Вместе с тем сложный для бизнеса период стал и серьезным импульсом. Стало очевидно, что у предпринимателей должны быть в порядке все документы. Если предприятие ведет деятельность, к примеру, в сфере общепита, то и основной ОКВЭД должен был соответствующим. В документах компании все данные должны быть актуальными, к сожалению, как показала пандемия, многие предприниматели этот момент упустили.
Еще один вывод, который стоит сделать из этой ситуации: условия ведения бизнеса могут в любой момент резко измениться. В связи с этим нужно быть более гибкими, учиться перестраиваться и даже менять сферу деятельности с учетом текущей ситуации. Период пандемии сильно изменил поведение потребителей. И те предприниматели, которые поняли, что это не временные изменения, и подстроились под новые потребности своих клиентов, сумели остаться на плаву. Да, это потребовало ресурсов, нестандартного видения и, конечно, смелости. Все вокруг меняется, и бизнес должен на это реагировать. В конце концов, многие для того и становились предпринимателями, чтобы что-то поменять.