ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 14:49

Бензин ваш — идеи наши?


Текст: Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: www.usedcars.ru | 23.09.2011 08:27:47

Федеральная антимонопольная служба разработала новое «лекарство» от роста цен на бензин. Для внесения в Госдуму РФ готовится законопроект, касающийся регулирования рынка нефтепродуктов. В частности, предлагается запретить нефтяным компаниями открывать новые АЗС в регионах, где их доля уже достигла 35%. Стоимость топлива, по мнению ФАС, должна устанавливаться не произвольно, а по формуле «справедливой цены».

 

По словам заместителя главы ФАС Анатолия ГОЛОМОЛЗИНА, причина бензиновых кризисов в России очевидна: цены устанавливают вертикально интегрированные нефтяные компании с большой долей государственного капитала независимо от происходящего на внешнем рынке. В половине российских регионов, включая Архангельскую область, доминирует, пусть и недоказанно, единственный поставщик топлива на АЗС. На таких территориях, по оценкам ведомства, при прочих равных бензин всегда дороже на 2-5%.
Федерация профсоюзов Архангельской области, мотивируя свою поддержку всероссийской акции протеста автотранспортников (12-20 сентября), приводит данные Росстата: индекс роста цен на автомобильный бензин в нынешнем июне по сравнению с июнем 2010-го, составил 115,9%, на дизельное топливо - 128,0%, что значительно превышает средний индекс роста потребительских цен (109,4%).

Законопроект ФАС «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» уже поддержан Минэнерго. В нем предлагается ввести в оборот формулу «справедливой цены» на бензин, солярку и авиационный керосин. По мнению антимонопольщиков, она должна рассчитываться исходя из индексов цен на сопоставимых зарубежных рынках, а также индексов биржевого и внебиржевого внутреннего рынка. Если бы подобная формула применялась сейчас, 92-й бензин, к примеру, на автозаправках стоил бы менее 20 рублей за литр.
Кроме того, ФАС настаивает на том, чтобы нефтяные компании, владеющие 35% и более процентами регионального рынка, не могли открывать новые АЗС на этой территории. Считается, что так «независимые» нефтетрейдеры будут в состоянии конкурировать с монополистами и цены пойдут вниз. Правда, эксперты рынка считают этот аргумент сомнительным: компаниям «второго плана» выгодно следовать за ведущими НК, отставая максимум на шаг.

Самыми крупными операторами топливного рынка Архангельской области являются  «Лукойл-Севернефтепродукт», «РН-Архангельскнефтепродукт» и «Татнефть-АЗС-ЗАПАД».
В разработке Архангельского УФАС сейчас два дела — оба в отношении «дочки» «Роснефти» - ООО «РН-Архангельскнефтепродукт». Компанию не первый раз подозревают в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Речь идет об ограничении оптовых продаж «Роснефти» для других участников рынка, а также об установлении монопольно низких цен, что якобы позволило компании переманить часть клиентуры конкурентов. Свое решение ведомство вынесет в ноябре - декабре. 

«Что касается идеи установления «справедливой цены» на продукты нефтепереработки, все предельно просто. Если формула будет утверждена, ее придется применять, как применяют формулу для расчета пошлин на нефть или цен на газ на международном рынке. Ничего революционного в этом нет. Введение такого ценообразования, с привязкой к внешнему рынку, полностью исключит возможность злоупотреблений со стороны НК», - считает руководитель Архангельского УФАС России Константин АЛЁШИН.
Запрет на открытие новых АЗС нефтяной компанией, владеющей 35% регионального рынка, архангельские антимонопольщики также считают эффективным.
«Это тот барьер, с которого начинается доминирующее положение хозяйствующего субъекта: он уже может влиять на ценообразование у других участников и на рынке в целом. Законодательно 35%-й порог не закреплен, но таковы результаты наших многолетних исследований, не только в данной — во всех отраслях.

Законопроект продуманный, однако не стоит забывать, что даже если он будет одобрен Госдумой, стоимость бензина на заправках не обязательно немедленно снизится. Вопреки расхожим суждениям, ФАС вообще не является органом, регулирующим цены: мы следим за тем, чтобы игроки на рынке действовали по правилам», - добавил Константин Алешин.


 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор ДОРОНИН, председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области:

- Конечно, объективная формула расчета стоимости бензина необходима. Логично, что цена за литр должна быть сопоставима с европейской за минусом экспортных пошлин, расходов на транспортировку и т.д. Пока же бензин у нас стоит дороже, чем в США и Европе, при том, что нефти Россия сейчас добывает даже больше, чем Саудовская Аравия.
Это не первый законопроект ФАС в этой сфере, но ничего, кроме скепсиса, он не вызывает. Все закончится разговорами. Нефтяные компании непобедимы.

 

 





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей