ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 6 марта, 2025 18:12

Виктор Ряхин: «Надо ставить себе цель - быть Музыкантом»


Беседовала Софья ИПАТОВА. Фото Алексея Липницкого. | 06.03.2025 14:37:26

В Камерном зале Поморской филармонии в минувший вторник прошли встречи с Виктором РЯХИНЫМ. Архангелогородцы помнят и любят его, как первого органиста и органного мастера инструмента фирмы «Александр Шуке», почти 35 лет назад зазвучавшего под сводами немецкой кирхи св. Екатерины. Виктор Борисович был и до сих пор остаётся идейным вдохновителем фестиваля «Похвала органу». Музыкант провёл две авторские экскурсии в один день — рассказал слушателям об органе Камерного зала, о тонкостях производства и работы органов, исполнил несколько композиций.


Сейчас Виктор Борисович живёт и работает в Норвегии, но не теряет связи с родным городом. В интервью «Бизнес-классу» он рассказал о своём пути в музыке, обучении в разных странах и о том, что значит быть органистом сегодня.

— Виктор Борисович, как человек может начать заниматься органом, если у него есть интерес, но нет опыта? Вы сами говорили, что попали в эту профессию почти случайно. Есть ли сейчас чёткий путь для начинающих?

— Чёткого пути, наверное, нет. Теоретически, можно поступить в консерваторию, но раньше, например, органистами становились только имея фортепианную базу. То есть сначала нужно было стать пианистом, а потом уже осваивать орган. Сейчас, наверное, появились дополнительные возможности. Органная музыка — это часть Музыки в целом, Музыки как явления. Не столь важно поставить себе цель стать именно органистом. Нужно в первую очередь стремиться быть Музыкантом. Не люблю, когда музыканты делят инструменты на любимые и нелюбимые. Музыка едина: будь то скрипка, фортепиано или орган. Надо развиваться как музыкант, а дальше — как судьба распорядится. Конечно, можно прилагать усилия для развития в конкретном направлении, но элемент случайности всегда присутствует, и не стоит этому сопротивляться.

— Вы прошли замечательную профессиональную школу, получив музыкальное образование в разных странах и консерваториях. Было ли это связано с тем, что чувствовали необходимость развиваться дальше, вне пределов одной страны?

— И это тоже во многом - случайность. В одном месте невозможно научиться абсолютно всему. Образование — это лишь фундамент и «строительный материал», а уж что вы из него построите, зависит только от вас. Каждое место учёбы обогащает знаниями и впечатлениями. Я учился в России как пианист, потом была стажировка в Германии, где я познакомился с историческими инструментами. Позже окончил магистратуру по церковной музыке в Норвегии. И всё это по-своему обогатило мой опыт.

— А как вы пришли к исполнению церковной музыки?

— Органная музыка очень тесно связана с церковью, и чтобы исполнять её, нужно погрузиться в эту среду, прочувствовать её изнутри, и только тогда начнёт получаться. В Норвегии я получил специализированное образование по церковной музыке. Это особая специальность, которой нужно обучаться отдельно, чтобы понимать все тонкости. Работа в церкви требует не только умения играть на органе, но и понимания своей функции в богослужении.

— Ваша семья тоже связана с музыкой?

— Моя жена Галина - органистка. Мы и познакомились в консерватории. Она начала заниматься органом уже в зрелом возрасте, что редкость, обычно органистами становятся в молодости. А дети пошли другим путём: одна дочь — юрист, другая увлечена спортом и работает физиотерапевтом.

— Вы упомянули, что иногда занимаетесь настройкой органа. Это сложно?

— Настройка органа — это как хирургическая операция. Нужно действовать столь же осторожно, чтобы не навредить. Я всегда придерживаюсь принципа «не навреди». Любое вмешательство, как в медицине, должно быть минимальным и точным. Чем дольше операция — тем хуже. И, конечно, для сложных операций нужен колоссальный опыт именно настройки органа.

— Кого из органистов вы могли бы порекомендовать?

— Хороших органистов много. Но для меня важно, чтобы музыкант был интересен не только с точки зрения технического исполнения музыки, но и как человек. Музыка — это же не только ноты, но и жизненный опыт, эмоции, которые за ней стоят. Как цветы, которые растут именно такими, какие они есть из пересечения собственных корней. Истоки, опыт, чувства — всё это составляющие сути музыки.

— Можете поделиться ближайшими планами?

— Я продолжаю ездить по миру, знакомиться с интересными органами и музыкантами. В нынешний приезд в Архангельск обсудили с новым директором Поморской филармонии Натальей ГАЙКОВИЧ возможные совместные проекты. Думаю, мы сможем сделать что-то интересное. Надеюсь снова посетить родной город уже в сентябре нынешнего года, чтобы встретиться с архангельскими любителями органной музыки.





Возврат к списку

Для вас

Навигатор будущих событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей