ИМИДЖ-ПРЕСС. Фото dvinanews.ru и Алексея Липницкого | 06.06.2024 14:34:09
Сегодня, 6 июня, во второй день XXVII Петербургского международного экономического форума состоялась панельная сессия «Северный морской путь: расширяя арктические горизонты». В блоке глав регионов выступил губернатор Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ.
Участниками сессии стали советник, специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь ЛЕВИТИН, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей ЧЕКУНКОВ, а также представители крупных российских и зарубежных транспортных компаний.
Динамичное развитие Севморпути происходит в силу новых геополитических и экономических условий, изменивших логистические цепочки движения и доставки грузов. Как отметил Игорь Левитин, именно от России ждут прорывных технологий в совершенствовании этого международного транспортного коридора. Алексей Чекунков заявил, что развитие СМП – самая сложная и важная задача в современной российской экономике.
«Приведу цифры. В следующие 11 лет планируется провоз 1,8 миллиарда тонн грузов по СМП общей стоимостью 111 триллионов рублей. Это рекорд, о котором раньше страшно было даже подумать. Это 20 триллионов рублей налоговых поступлений. Обеспечить вывоз грузов – наша общая задача: и органов власти, и бизнеса, и инвесторов. В 2022 году по поручению Президента России принят единый план развития Северного морского пути до 2035 года, где собраны все мероприятия, заключены соглашения с грузоотправителями, зафиксированы объёмы», - сообщил министр.
Ещё одна важная задача, по словам Алексея Чекункова, - создание достойных условий для жизни людей, от которых зависит развитие Севера.
О ключевых преимуществах и перспективах Архангельского транспортного узла в новой системе цепочек поставок грузов по Севморпути рассказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. В частности, это близость Архангельска к промышленным центрам Северо-Запада России, Урала, Коми, Сибири; надёжное и эффективное сообщение с другими регионами России смежными видами транспорта; наличие современного высокопроизводительного оборудования, опытного персонала и цифровых сервисов, специализированного контейнерного терминала и др.
По сути, Архангельск - многопрофильный морской порт с выходом в Мировой океан без пересечения территориальных вод других государств. Существующие глубины позволяют принимать суда с осадкой до 9,2 метра дедвейтом до 35 тысяч тонн. Проектные возможности по грузообороту составляют порядка 11 млн тонн в год.
Александр Цыбульский отметил, что значимость Северного морского пути сегодня ни у кого не вызывает сомнений.
«Это основная транспортная артерия, которая в перспективе 30–40 ближайших лет перевернет мировую торговлю и мировую логистику. Здесь очень важно, чтобы мы были готовы к этому по всем направлениям. Нет никаких сомнений в строительстве атомного ледокольного флота, судов обеспечения безопасности по трассе СМП – эти процессы уже идут по поручению Президента, и к 2030 году точно будет результат. Сейчас очень важно, чтобы к выполнению новых масштабных задач была готова и береговая инфраструктура. В этом контексте мы работаем над развитием Архангельского транспортного узла», – пояснил глава региона.
Глава региона отметил, что надо увеличивать и строить новые выходы на Северный морской путь, и здесь Архангельский порт может стать хорошим подспорьем.
«Исходя из наших условий – природных, глубинных, наш порт круглогодичный, но замерзающий – мы сможем обеспечить грузовую базу порядка 50 миллионов тонн», – уточнил глава региона.
Александр Цыбульский привёл пример морского порта в китайском городе Далянь, который недавно посетила архангельская делегация. Напомним, что в эти дни гости приезжали в Архангельск с ответным визитом.
«Сейчас в порту Даляня перевалка груза составляет 486 миллионов тонн. Часть этого грузооборота может транзитом идти через нас. При этом в три раза быстрее доставить груз сегодня становится принципиальным. А нам очень важно для этого обеспечить конкурентные условия, а значит, снять издержки с бизнеса, касающиеся ледокольных работ, – считает губернатор. – Надо сначала создать более выгодные условия, после этого мы получим эффект. А для этого нужно, что называется, «раскатать» маршрут.
Сегодня в Архангельской области логистические компании формируют около 3 млн тонн экспортного груза (это лесоматериалы, продукция целлюлозно-бумажной промышленности), и они готовы заходить в Архангельский порт при условии долгосрочного планового заказа.
«Поэтому ключевой является готовность береговой инфраструктуры. Большая работа уже проводится. Принято решение и по нашей морской инфраструктуре», – добавил Александр Цыбульский.
Сегодня порт Архангельск является одной из основных отправных точек для субсидируемых каботажных перевозок между морскими портами Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока России. Повышенный интерес к таким рейсам проявляют участники северного завоза и экспортёры, у которых конечной точкой доставки продукции является Китай. Они смогут по льготным тарифам доставить груз в порты Владивостока, Сахалина или Находки по СМП, минуя загруженный Восточный полигон железных дорог, и далее перегрузить товары на морские суда в направлении КНР.
Как отметил на пленарной сессии генеральный директор Китайской транспортно-экспедиционной компании Кэ Цзинь, эта компания уже пользуется Севморпутём и успела оценить его преимущества.
«В прошлом году по арктическому маршруту мы осуществили восемь рейсов, в том числе в Архангельск. Показали всем, что это реально, – сообщил Кэ Цзинь. – Сегодня мы видим порт Архангельск самым перспективным. Это выгодная логистика, которая позволит сократить транзитный срок и сделать 3–4 рейса за навигацию. Также это идеальное место расположения и стабильная база перевалки продукции лесного комплекса».
На 2024 год запланировано 12 рейсов из портов КНР в морской порт Архангельск. Перевозки будут экспортно-импортными с загрузкой от 500 до 700 контейнеров на каждый рейс.