Текст: Андрей МАТВЕЕВ | 17.02.2012 09:03:10
В Правительстве Архангельской области вот-вот появится новое ведомство: агентство, курирующее рыбное хозяйство. Ему предстоит придать новый импульс застрявшей во вчерашнем дне отрасли. Отсутствие условий для товарного выращивания рыбы, плачевное состояние флота, неразбериха с квотами - это лишь некоторые из проблем, с которыми сегодня столкнулся один из важнейших сегментов экономики региона.
С появлением у руля Архангельской области нового губернатора региональные власти озаботились проблемами полузабытой рыбной отрасли. Недавно на заседании областного правительства впервые за последние годы обсуждали состояние дел в этой сфере.
Как оказалось, новый глава Поморья убежден, что добыча и переработка рыбы должны, как и раньше, оставаться приоритетами экономической политики региона. Как шутят рыбаки, вспоминая старую домашнюю характеристику Архангельска, тоску надо забыть, а треску оставить.
Между тем рыбная отрасль в последнее время находилась на обочине интересов власти. Курировавший ее профильный орган был ликвидирован, а его полномочиями наделено министерство АПК и торговли. Этот шаг специалисты рыбного дела иначе как недоразумением не называют. Естественно, что такую дополнительную чужеродную нагрузку сельхозчиновники не потянули. Отчет министра сельского хозяйства Архангельской области Владимира ЛИЧНОГО на заседании, по общим оценкам, выглядел столь непрофессиональным (набор цифр и отсутствие понимания проблем), что его даже не стали обсуждать. Итог встречи - решение губернатора о создании в областном правительстве агентства по рыбной отрасли и разработка программы по развитию этой важной, но полузабытой сферы. С чем же придется столкнуться новому ведомству?
В Архангельской области с прошлого века существовал рыбохозяйственный совет. Но так как интересы предыдущего губернатора Ильи МИХАЛЬЧУКА лежали далеко от развития областной экономики, заседания вышеназванного органа не проводились и в сентябре прошлого года он был ликвидирован.
Более того, Илья Михальчук был выведен из состава федеральной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса России. В результате область потеряла возможность влиять на формирование законодательного обеспечения отрасли.
Так, по мнению руководителя ФГБУ «Севрыбвод» Андрея ШИРОКИХ, нормы Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», поправки в который сейчас активно обсуждаются, был отработан на территории Поморья и вполне всех устраивал.
«Его просто неправильно исполняли в некоторых субъектах, - считает Широких. - Сейчас происходит скоропалительный процесс внесения в него изменений, но уже без участия Архангельской области».
По его словам, новый проект закона не удовлетворяет интересам местного населения, которое традиционно занимается рыбным промыслом, и направлен прежде всего на организацию досуга с удочкой в руках. «По моему мнению, такая любительская рыбалка должна регулироваться местным законодательством, как это было до 2005 года, - считает Андрей Широких. - Нельзя прописать одинаковые правила для всех регионов России, ведь везде разные природные и промышленные условия».
Но вернемся к реалиям Архангельской области. По мнению рыбаков, у нас пока нет четкого понимания, куда двигать отрасль. Федеральное законодательство под начало регионов отдает функцию товарного выращивания рыбы, а именно: формирование для этого участков в водоемах и их продажу на конкурсах. В Поморье эта работа не проводилась.
Между тем в соседней Карелии на двух сотнях таких участков в прошлом году вырастили на продажу 13 тысяч тонн форели против 300 тонн в Архангельской области. А существующие в Поморье рыбоводческие хозяйства по сути не имеют полноценных прав на свою рыбу — любой чужак может присоседиться и «обловить» производителей.
Фактически своим бездействием областные власти затормозили развитие целого сегмента экономики. Пока права на участки «висят в воздухе», не только свою рыбу теряешь, но и с административными проблемами сталкиваешься. Например, в банке под неоформленный участок кредит на развитие не возьмешь. Вот почему формирование участков под разведение рыбы должно стать первым шагом в работе нового агентства.
Еще один вопрос касается механического квотирования промышленной добычи семги. Сегодня этот уникальный природный ресурс существует в Поморье в ограниченном количестве. Российские рынки давно уже заполнила семга, выращиваемая в искусственных условиях. И экономический эффект от выловленных у нас рыбаками 25 тонн семги ничтожен.
Заметно перспективнее практика Скандинавских стран и Мурманской области, где семужные реки отданы под любительскую рыбалку. Семужные участки там охраняются, а на отдых чартерами прилетают десятки тысяч туристов. По этому пути было бы правильным пойти и Поморью. Но действовать надо постепенно, чтобы у предприятий, занимающихся промышленным ловом, было время для перепрофилирования.
И, наконец, третий проблемный аспект - старение океанического флота. Это касается и главного игрока - государственного Архангельского тралового флота (АТФ), а также рыболовецких колхозов и мелких частных предприятий.
В последнее время благоприятная конъюнктура на рынке — выловленная треска идет в лет - позволяет тому же АТФ показывать хорошие финансовые результаты. Да еще и запасы рыбы в Баренцевом море, по оценкам специалистов, достигли своего природного циклического пика, позволяя предприятиям Поморья вылавливать 160 тысяч тонн рыбы в год. Но благоприятная ситуация не будет продолжаться вечно, и когда рыбные запасы снова начнут снижаться, встанет вопрос экономической эффективности ее добычи.
Увы, рентабельность старых судов АТФ осталась на уровне прошлого века. Перевооружение упирается в отсталость судостроительной отрасли России, которая сегодня не в состоянии создавать траулеры, конкурентные по затратам и качеству с построенными на ведущих мировых верфях. При таком раскладе ставить получение квот на вылов рыбы в зависимость от размещения заказов на российских судостроительных заводах, - а такая идея была высказана, - это удар по рыбакам и возврат к неразберихе, царившей до 2004 года, когда федеральное законодательство закрепило квоты за предприятиями на пять лет, а с 2009 года – на десять лет. Именно это решение сильно упростило жизнь рыбакам. Напомним, что строительство на северодвинской «Звездочке» нового траулера сорвалось именно из-за технологического несоответствия проекта реалиям XXI века.
Выходом из этого тупика могла бы стать покупка готового проекта современного траулера, а уж затем отработка технологий по его строительству в России. Или открытие у нас при поддержке властей и рыбаков проектного бюро с привлечением иностранных специалистов.
Пока же АТФ замахивался в 2010 году на строительство за рубежом двух промысловых судов, способных заменить до пяти имеющихся траулеров. Но сейчас это старейшее предприятие России находится на приватизационном распутье, поэтому от обновления флота пришлось отказаться.
В какие руки попадет АТФ? Не получится ли так, что новые владельцы пропишут его за пределами области, а береговую структуру распродадут? В рыбной отрасли России за закрытыми дверями уже идут подобные процессы. В СМИ просачивается лишь малая толика информации. Так, вовсю скупаются дальневосточные рыболовецкие компании. Причем новые собственники живут за пределами России — в Скандинавии и Китае. А новыми активами они рулят через оффшоры. И вся рыба идет на переработку в тот же Китай, а не к нам.
От такого исхода на просторах России в условиях дикого капитализма ни одно предприятие не застраховано. И тут выход один – подключение административного ресурса и преференции под новых собственников.
Пока же в Поморье наблюдается тенденция «юридического» исхода небольших предприятий в другие регионы. А это - налоговые потери для бюджета Архангельской области.