Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 10.11.2017 22:15:55
Во дворе появились большие пластиковые контейнеры для бытовых отходов. К ним регулярно подъезжает новенький «КамАЗ» с ярким зеленым кузовом, и двое опрятных рабочих начинают отвозить к нему контейнеры и потихоньку заполнять мусоросборник. Радуюсь картинке. Потом приходит уныние. Вспоминаю, что недавно наша «управляйка» жаловалась на рост стоимости услуг МУП «САХ» по вывозу твердых бытовых отходов, и понимаю, что моя плата за коммунальные услуги снова увеличится, поскольку новые контейнеры разгружаются в два раза медленнее и работников для этого требуется вдвое больше.
Города живут своими эпохами, укладами и ритмами. Они не совпадают с жизненным ритмом человека и потому не всегда заметны нам. Чуть более ста лет назад одноэтажный Архангельск возил воду в деревянных бочках, а теперь мы не задумываемся, откуда в кране вода и куда она потом уходит. Я помню двухэтажный город с редкими кирпичными пятиэтажками, отапливавшийся печами и придомовыми котельными. Архангельская ТЭЦ появилась не так давно – в самом конце 60-х. Централизованный вывоз бытового мусора наладили только в 80-е годы прошлого века.
Новая социально-экономическая эпоха по-своему организует городской уклад. В систему коммунального хозяйства входит рынок. Входит он сложно, с ломкой устоявшихся, привычных отношений и технологий. И мы не всегда замечаем неудачные, зачастую уродливые управленческие решения при переходе к рынку. Например, уже много лет 80% жителей, получающих тепло от ТЭЦ, сотни рублей переплачивают за каждую гигакалорию, компенсируя расходы жителей, подключенных к сетям десятков котельных, где стоимость отопления слишком велика. Правда, теряется всякий стимул к снижению запредельной стоимости тепла от котельных и их перевод на дешевое газовое топливо, но мы-то об этом как бы не знаем.
Примерно так же налаживается рыночная коммунальная услуга по вывозу бытовых отходов, а по новому законодательству – твердых коммунальных отходов (ТКО). Объемы бытового мусора по всей стране растут из года в год, бюджеты государства и муниципалитетов уже не в состоянии компенсировать затраты по их вывозу и захоронению, и эти расходы постепенно ложатся на население. Так происходит везде, во всем мире. Но во всем мире государство обеспечивает населению право выбора наиболее приемлемой рыночной цены за оказываемые населению коммунальные услуги. В России пока не так. У нас государство не занимается организацией справедливого рынка. Не умеет. Мы административно «регулируем» рынок и цены на нем.
С чего начинается рынок? С точного определения и безусловного соблюдения прав и обязанностей всех участников рыночных отношений. Закон уже определил, каким образом обеспечиваются рыночные отношения в сфере сбора, вывоза, утилизации и захоронения ТКО. Осталось закон соблюсти, обеспечить жителям право выбора наиболее качественной и недорогой услуги. Но не получается…
Проблема, как всегда, в качестве управления, в том числе управления обеспечением соблюдения прав и обязанностей, установленных законом. Звучит странно, но это именно так. Наша история знает много примеров выбора системой управления простых способов обеспечения прав и обязанностей. Самый простой способ – арестовать и расстрелять. Многие тоскуют именно по такой методике управления: «Сталина на вас нет…» Слава богу, что нет! Времена поменялись, и управление усложнилось. Теперь надо много думать, прежде чем принимать управленческое решение. Например, думать о том, какие основания и гражданско-правовые механизмы есть у горожан для реализации своего права выбора качественной и недорогой коммунальной услуги. Самих услуг несколько, да исходные условия их предоставления разные. Одним управленческим решением не обойдешься.
В конце октября приняты в новой редакции Правила благоустройства в городе Архангельске. Две страницы текста из сорока посвящены правилам сбора и вывоза ТКО. Вместо сегодняшних ничейных и грязных контейнерных площадок, где ветер, вороны и бомжи раскидывают мусор, куда сваливают отходы близлежащие киоски и офисы, предусмотрен иной, уже опробованный в городе порядок. Для жилых домов, не оборудованных встроенными мусорокамерами, рекомендовано создавать отдельно стоящие закрытые строения, в которых должны размещаться контейнеры для сбора ТКО. В идеале – каждому дому отдельное строение.
У каждого дома своя управляющая компания, значит – отдельный договор на регулярный вывоз отходов, возможность выбора цены услуги и перевозчика. Свой дворник, который обеспечит чистоту и порядок в месте сбора отходов. В договоре управления с управляющей компанией есть отдельное приложение, регулирующее условия и цену содержания места сбора отходов и вывоза их. То есть новые правила намечают механизмы реализации права жителей на чистоту и порядок. Но только намечают.
Реализовать эти права получится, когда имущество (строение, контейнеры) станут общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Только тогда можно будет давать поручения управляющей компании. Собственное строение должно стоять на собственном земельном участке дома. Все это не мои придумки – это требование действующего законодательства. Значит, мало принять Правила благоустройства. Надо разработать и утвердить порядок формирования и предоставления в общую долевую собственность жильцов земельного участка многоквартирного дома. Необходим документ, определяющий порядок выбора проекта закрытой площадки для сбора отходов, и решение о долевом участии бюджета города в строительстве такой закрытой площадки, ведь установленную законом обязанность органов местного самоуправления обеспечивать сбор и вывоз бытового мусора никто не отменял.
Программно-целевое и проектное управление наши власти освоили. По крайней мере, отрапортовали, что освоили. Пора осваивать качественное, умное управление. И отчитываться о нем не надо – сами увидим.