ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Выборы глав: что важнее – процесс или результат?


Беседовал Михаил АЛЕКСЕЕВ | 02.12.2017 00:48:26
Выборы глав: что важнее – процесс или результат?

Выборы глав муниципалитетов по конкурсной системе, на которую Архангельская область перешла в 2015 году, до сих пор сопровождаются не только спорами в публичном информационном пространстве, но и исками недовольных итогами голосования. Своим мнением о новом порядке утверждения руководителей администраций МО с читателями «БК» поделился председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и судебно-правовым вопросам Станислав ВТОРЫЙ.


– Станислав Алексеевич, конкурсная система отбора глав предусматривает ряд требований к участникам: например, к их образованию и опыту работы на руководящих должностях. В сравнении с прямым голосованием, в котором может принимать участие более широкий круг граждан, это позиционируется как большой плюс. Вы с этим согласны?

– Любой конкурс предполагает наличие требований к кандидатам. Таковыми могут быть образование, квалификация, профессиональные качества, опыт управленческой работы. И это закономерно, тем более что в данном случае человек претендует на руководящую должность – собирается управлять районом или городом, где проживают тысячи людей. И в первую очередь гражданам должно быть небезразлично, кто придет на этот пост.

При прямых выборах требований к кандидатам фактически всего лишь два: достижение определенного возраста и хорошее здоровье. И все, к сожалению. Образование не в счет. Опыт работы – также. А что на выходе? Нередко к власти приходят случайные люди, их некомпетентность, конфликтность, неуважение к закону со временем становятся очевидны. Откровенно говоря, во многих случаях побеждали деньги, умелая манипуляция сознанием людей, игра на публику. В итоге терялась управляемость территориями, мы были недовольны качеством работы руководителей. Примеров, подтверждающих такую точку зрения, более чем достаточно.

Накопилась критическая масса, и в закон были внесены изменения, предусматривающие конкурсную систему выборов. Кстати, за рубежом периодически практикуют переход от прямых выборов к конкурсной основе и наоборот. Все зависит от эффективности и результативности деятельности глав муниципальных образований. Нет ничего вечного.

– Но не все одобряют такую модель формирования местной власти. Идут судебные разбирательства, связанные с итогами голосований, инициируется проведение референдума о возврате к прямым выборам. Каковы, на ваш взгляд, перспективы этих процессов?

– Прямые выборы как были предусмотрены законом, так и остались. Пожалуйста – пусть депутаты на местах утверждают такой порядок в уставах муниципальных образований. А что касается судов, я не вижу в этом ничего страшного. Принята новая модель, она проходит своего рода обкатку. В то же время, если обобщить судебную практику, нарушений при выборе глав муниципальных образований допущено не было.

– Тогда в чем суть упреков в адрес конкурсных комиссий?

– В качестве несогласных с результатами отбора, как правило, выступают те, кто не получил рекомендации конкурсной комиссии и, соответственно, не был представлен депутатам на сессиях. Это первое. Второе: высказывается мнение, что в конкурсной комиссии не должно быть представителей государства, то есть лиц из регионального правительства. Но таковы требования федерального законодательства: половина членов конкурсной комиссии – от органов власти субъекта, половина – от муниципальных.И третье: оппоненты предлагают представлять на рассмотрение депутатам всех кандидатов, заявившихся на конкурс. Если согласиться с этой позицией, смысл конкурса теряется. Комиссия отбирает лучших, причем не менее двух, из набравших наибольшее число голосов. На мой взгляд, все честно, ясно и понятно. Конкурсная комиссия может рекомендовать и трех, и четырех человек – это ее право. Только не нужно забывать, что это все-таки конкурс.

– Скорее всего, дело в недовольстве новой системой в целом: получается, жителей города или поселка лишают права выбора главы.

– На мой взгляд, в сознании людей значение прямых выборов несколько преувеличено. Мол, была демократия, а сейчас отобрали. Но, опять же, давайте зададим себе вопрос: что важнее – процесс или результат? Что часто приходилось слышать, когда выражалось недовольство градоначальникам? «Я избран народом и не перед кем не отчитываюсь…» Иными словами: «Идите вы все…» Сейчас мы вправе спросить с членов конкурсной комиссии, депутатов, проголосовавших за представленную кандидатуру, если руководитель окажется слабым. Круг людей, принявших такое решение, сужается до 25-30 человек. Это накладывает серьезную ответственность.

– Есть мнение, что конкурсный отбор лишает возможности участия в них оппозиционных кандидатов.

– Не согласен и с этим тезисом. Есть достойные политики и в ЛДПР, и в «Справедливой России», и в КПРФ. Но одно дело критиковать, делать громкие публичные заявления и другое – взять на себя ответственность за управление городом или районом. На этот шаг решился, например, нынешний глава Пинежского района Александр ЧЕЧУЛИН. Пинежье – его малая родина. Он получил жизненный и политический опыт в Архангельске, а затем решился вернуться в свой район. Это положительная тенденция. То же самое можно сказать о главе Устьянского района Алексее ХОРОБРОВЕ. Успехов им обоим!






Возврат к списку

0
Поляков
Господин Вторый так и не смог осилить Конституцию РФ. Придумывать что-то вместо требований Конституции РФ - это демонстрация безграмотности, которой он радуется. Да, этот вопрос не уровня г-на Вторый, а разрушать вертикаль власти, которую г-н Путин создал под себя из чиновников, г-н Вторый никогда не будет. Вот он и крутится в отведённых рамках.
Имя Цитировать 0
0
Гость
Поляков- полностью согласен с текстом комментария к статье скорее хамелеона, чем безграмотного.  
Имя Цитировать 0
0
Гость
9 ноября 2017 г. Московская областная Дума

Уважаемые депутаты!

На комитете полтора часа назад прошла интересная дискуссия по вопросу о юридической возможности референдума. Я от имени инициативной группы хочу сказать, что те технические замечания, которые были высказаны, мы будем устранять, что же касается самого главного, принципиального замечания о том что наша инициатива противоречит пункту 2 статьи 12 Федерального закона №67 – мы с этим категорически не согласны, и мы не согласны с этим вместе с комитетом Государственной думы по местному самоуправлению, который в апреле 2017 года по запросу губернатора Иркутской области Сергея Левченко подготовил и предоставил заключение, в котором сказано, что в принципе региональный референдум по данному вопросу возможен. Как по вопросу, так и по готовому проекту регионального закона.


Также, уважаемые депутаты, хотел бы добавить следующее. По закону, вы сейчас должны дать именно юридическую оценку нашей инициативе, а на вопрос о целесообразности ответ должны дать ваши избиратели на самом референдуме.


15 – 19 сентября одна из крупнейших социологических компаний России «Левада-Центр» провела общероссийский опрос об отношении граждан к способам избрания мэров и глав районов. Две трети - 65% опрошенных россиян - за всенародные выборы своих мэров и глав районов. При этом к проведению региональных референдумов по этому вопросу 18 марта 2018 года, одновременно с президентскими выборами, положительно относится 71% опрошенных. Готовы прийти и проголосовать "за" на таком референдуме уже в ближайшее воскресенье 56% опрошенных ("против" — 7%).

28 сентября с этой трибуны выступал мой коллега по инициативной группе Alexey Dulenkov. Кто-то из уважаемых депутатов сделал замечание относительно корректности формулировки вопроса в опросе "Левада-Центра". [Первоначально Сергей Михайлов планировал назвать фамилию и имя депутата – это Лариса Евгеньевна Лазутина, известная спортсменка, заместитель председателя Мосолбдумы, член «Единой России». Однако в ходе дискуссии на комитете Лариса Евгеньевна стала отрицать, что высказывала недоверие к результатам исследования «Левада-Центра». После данной сессии Сергей Михайлов связался с Алексеем Дуленковым и тот подтвердил: именно Лариса Лазутина высказалась в негативном ключе относительно итогов вышеуказанного опроса]. Вопрос был сформулирован следующим образом: "Как вы считаете, глава администрации вашего города/района должен избираться на всенародных выборах, назначаться конкурсной комиссией или избираться депутатами муниципального совета из своего состава?" Так что, полагаю, что вопрос был сформулирован корректно, и действительно две трети, подчёркиваю, ДВЕ ТРЕТИ россиян ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотят вернуть себе право самим избирать своих мэров и глав районов. Люди даже не головой понимают, а сердцем чувствуют, что мэр, за которого они хотя бы раз в несколько лет голосуют, в отличие от назначенцев, будет их хотя бы немного уважать и хоть чуть-чуть бояться.


Вообще, конечно, складывается парадоксальная ситуация. Вас, уважаемые депутаты, избрали граждане, выдали вам доверенность на представление их интересов. Две трети Ваших избирателей желают сами избирать мэров и глав. И в то же время, и в Московской области ,и ещё в 72 субъектах Российской Федерации выборы мэров и глав отменены региональными депутатами. Не означает ли это злоупотребления доверием, оказанным Вам Вашими избирателями?

Также отмечу, что 15 июня этого года на открытой линии Президент России Владимир Путин однозначно заявил, что ТОЛЬКО ИЗБИРАТЕЛЬ должен определять, кто может стать главой района, города. А 5 августа этого года, выступая в Кирове на совете по развитию местного самоуправления, Владимир Владимирович заявил, что игнорировать идеи и предложения граждан - категорически неправильно. Неравнодушное, деятельное отношение людей к проблемам — это огромная ценность. Необходимо всемерно поддерживать таких граждан. Для решения этих задач, заявил президент, существует целый ряд механизмов. Это и публичные слушания, и территориальное общественное самоуправление, и местные референдумы, и другие референдумы.


И в завершение. Решение, которое вы сейчас примете, будет оформлено в виде постановления. Прошу вас при оформлении этого постановления привести в нём подробную мотивацию принятого решения либо приложить заключение государственно-правового управления, так как мы намерены вновь собираться, вновь подавать... Мы хотим получить чистый кейс, чтобы у вас было единственное возражение, что такой референдум невозможен в принципе. С этим кейсом мы пойдем сначала в Мещанский суд, затем в областной суд и, наконец, в Конституционный суд России.
Спасибо за внимание!
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
  1. Как вы расходуете свободные денежные средства?*

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5