Иван ЗВОНАРЁВ | 13.12.2013 07:20:08
Концепция развития территориального общественного самоуправления (ТОС) Архангельской области предусматривает появление новых форм работы: от социальных проектов - к бизнес-проектированию, от волонтерства – к социальному предпринимательству. Технически это означает оформление юридического статуса, например, переход в формат некоммерческих организаций (НКО). Однако что подтолкнет ТОСы к таким изменениям?
Развитие ТОСов и НКО обсуждали на прошедшем в Архангельске конгрессе «Содействие развитию институтов гражданского общества». Сегодня в области действуют 1722 некоммерческие организации, а также 721 ТОС. На реализацию своих проектов они получают субсидии из федеральных и региональных бюджетов. В целом по России Архангельская область считается одним из лидеров продвижения, как выразился один из участников конгресса, «технологий взаимодействия органов власти и населения в форме НКО и ТОС».
Хотя, как вытекает из некоторых выступлений, четких определений, что такое НКО и ТОС, до сих пор не сложилось. Например, выступавшая на прошедшей в рамках конгресса конференции «ТОС как инновационная модель народной демократии» профессор Высшей школы экономики Елена ШОМИНА ведет историю ТОСов с 20-х годов прошлого века, причисляя к ним такие советские общественные институты, как домкомы, женсоветы, жилищные и гаражные товарищества, ЖСК и т.д.
«ТОС – организационно оформленная активность людей, его природа – волонтерская работа, – заявила Шомина. – Во Владивостоке считают, что ТОС может работать как управляющая компания в сфере ЖКХ. Это сложный вопрос, но что-то в этом есть».
А в Волгоградской области ТОСы, выражаясь языком профильного министерства, называют «добровольческим социальным ресурсом локальной территории в посредничестве между властью и жителями в условиях дефицита ресурсов муниципальных органов для исполнения своих обязанностей». Такая формулировка применима и к НКО, отличающимся от ТОСов только наличием юрлица. И те и другие рождают идеи и участвуют в их осуществлении на деньги государства. Только НКО получают субсидии напрямую, а финансирование ТОСов идет через органы местного самоуправления. Однако, как отметила министр по развитию местного самоуправления Архангельской области Наталья КАДАШОВА, доступ к финансированию может быть закрыт, если у муниципальных глав не сложились отношения с активистами ТОСов. Кроме того, ТОСы, как правило, существуют до момента реализации проекта. Потом их активность замирает до рождения новой идеи. И это еще один минус сложившейся формы общественного самоуправления.
«В одном далеком селе мне заявили: мы построили гостевой домик, а что делать дальше - не знаем», – привела пример Кадашова.
Выход из этого тупика региональные власти видят в развитии новых форм работы ТОСов: переходе от социальных проектов к бизнес-проектированию, от волонтерства – к социальному предпринимательству. Технически это будет означать оформление юридического статуса, например, переход в разряд НКО. Это позволит ТОСам участвовать в конкурсах на получение субсидий. «Желающие заниматься малым предпринимательством у нас есть, – заявила Кадашова. – Но пока только 8 ТОСов имеют юридическую регистрацию». О том, как подтолкнуть людей к изменению статус-кво, Наталья Александровна не сказала. Непонятно и то, какой бизнес можно делать силами ТОСов, если более половины их проектов завязаны на благоустройство территории и культурного ландшафта.
Правда, переход в юридический статус косвенно стимулирует федеральный центр. Как сообщил директор департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артем ШАДРИН, социально ориентированным некоммерческим организациям до 2018 года продлена льгота по ставкам социальных платежей. А федеральный закон о контрактной системе вводит новый порядок льготных закупок для государственных нужд: 15% закупок планируется проводить на специальном конкурсе, в котором вместе с представителями малого и среднего бизнеса смогут принимать участие НКО. Но опять же, что могут предложить ТОСы? Чистую воду из нового колодца для чиновников федеральных и региональных ведомств?
Пока ясно только одно: областные власти намерены и дальше субсидировать ТОСы и НКО.
«Нам необходимо создать системную поддержку различных направлений деятельности НКО и ТОСов, сделать эту помощь постоянной», – заявил губернатор Игорь ОРЛОВ. А заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов Игорь ЧЕСНОКОВ считает, что поддерживать ТОСы надо вопреки текущим экономическим трудностям и желанию регионального минфина экономить.
В свою очередь, размеры федерального финансирования, по сообщению Шадрина, будут зависеть от усилий области по поддержке НКО. Например, от введения региональных налоговых льгот.