Григорий ДИТЯТЕВ | 14.04.2021 15:18:00
Изменения в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятые Федеральным Собранием в 2019 году, запустили процесс добровольного преобразования муниципальных районов в округа. Основной смысл очередной реформы – укрупнение единиц управления с поселений до уровня бывших районов, становящихся едиными муниципальными округами.
В Архангельской области на региональном уровне во исполнение руководящих установок была утверждена концепция создания и развития муниципальных округов. В мае 2020 года «окружился» Каргопольский район, осенью возник Вилегодский муниципальный округ.
Развернулась всенародная областная дискуссия о переходе на новую систему. Если в Плесецком районе, как показали публичные слушания, к реформе в целом отнеслись благожелательно (из 74 участников слушаний лишь один против и один воздержался), то в Котласском, Холмогорском муниципальных образованиях депутаты ряда поселений решительно высказались против нововведений. Кому потребовались эти новеллы? Что здесь – естественная коррекция ФЗ-131 или же попытка достроить управленческую вертикаль до самого-самого низа с тем, чтобы ликвидировать всякое сопротивление любым начинаниям верхов?
«Стране необходимо развитие»
«Я поддерживаю эту реформу и всегда буду за нее, потому что когда ты глава района – видишь всю проблематику, которую пытаются спрятать от глаз под предлогом сохранения демократии, – считает новый руководитель исполнительного комитета регионального отделения «Единой России», бывший глава Вельского района Дмитрий ДОРОФЕЕВ. – В Вельском районе – 21 муниципальное образование. Есть поселения крупные, где живет около шести тысяч человек, – там, конечно, нужен опытный управленец. Но есть и такие, где живет человек 400, а бюджет составляет примерно три миллиона рублей. Из них 2,7 миллиона уходит на содержание администрации. Что можно сделать на оставшиеся 300 тысяч? Разве это не абсурд? И сегодня надо определиться: чем мы занимаемся – самозанятостью или развитием региона?»
По мнению Дмитрия Дорофеева, главу района должны интересовать исключительно вопросы развития территории – работа с нацпроектами, областными программами, без траты времени на их обсуждение с главами поселений и депутатами. Ведь кто быстрее примет решение, тот и будет вознагражден.
«Все, что сегодня делают власть имущие, должно вести к увеличению производства. Производство – это налоги, налоги – это улучшение жизни людей и развитие нашей страны. Сейчас многие главы вынуждены быть в роли оправдывающихся перед районными депутатами, местными главами и депутатами. Более 200 депутатов в Вельском районе – куда столько?» – развивает свою мысль Дмитрий Дорофеев.
И дело, видимо, не только в политике. Когда депутаты узнают, что им надлежит отчитываться о своих доходах, многие с этим не соглашаются, начинают уходить. А это новые выборы и бюджетные расходы.
По мнению экс-главы Вельского района, важно создать такой механизм, чтобы средства, которые может сэкономить территория после этой реформы, не выводились за пределы муниципального округа. Деньги нужно оставлять на местах: мотивировать управленцев, пускать на улучшение ситуации в поселениях.
«Важно, чтобы люди увидели, почувствовали изменения, стали союзниками власти. Пока же местное самоуправление работает в основном на свое обеспечение. Я их в этом не упрекаю – так сложилось. Небольшая зарплата, свое хозяйство – люди держатся за это. Но ведь стране необходимо развитие», – добавляет Дмитрий Дорофеев.
«Мы уже имели бы «Шиес»
Предлагаемая федеральной и областной властью отмена муниципальных образований первого уровня, сведение самоуправления к уровню районов в глазах противников реформы представляет собой, по сути, сведение на нет самого института местного самоуправления (МСУ).
Об этом прямо написал в программной статье, вышедшей в газете «Летопись Урдомы», юрист Сергей ЯКИМОВ, активист инициативной группы «Чистая Урдома»: «При одновременном осуществлении МСУ на уровне поселений и муниципальных районов деятельность последних не рассматривается гражданами как местное самоуправление. Ее результаты, конечно, полезны и востребованы населением, но ее вопросы зачастую настолько сложны и ответственны (по сравнению с вопросами поселений), что население просто не знает, как их решать. Поэтому не готово ими заниматься самостоятельно. Например, вопросы здравоохранения и образования ассоциируются для простого человека, скорее, с государственным управлением, чем с местным самоуправлением.
Активность политических партий на районном уровне выдавливает инициативы местных жителей, что в поселениях наблюдается намного реже. В связи с этим органы МСУ муниципальных районов (и муниципальных округов) воспринимаются как органы государственной власти нижнего уровня. Кроме того, самоорганизация населения целого района в силу его больших размеров практически невозможна». Последний аргумент для Ленского района, конечно, имеет особое значение.
«Уверен, что если эту реформу начали бы раньше, мы бы уже имели «Шиес», – считает председатель Совета депутатов Урдомы Александр КРАВЕЦ. – Два-три депутата от Урдомы в районном Собрании погоды не сделали бы, а позиция остальных народных избранников могла быть в поддержку этого проекта. Ведь «Технопарк» предлагал золотые горы, был основан специальный фонд поддержки развития района».
Согласна с коллегой и председатель Ленского районного Собрания депутатов Тамара ЛОБАНОВА: «Думаю, уже сейчас многие наши поселения включают в себя территориально отделенные участки, имеющие свою специфику и интересы. Ее и на поселковом уровне учесть бывает непросто, а уж на уровне округа – просто нереально. Кто и как их будет лоббировать, пробивать?»
Как говорит Александр Кравец, встреча с чиновниками правительства Архангельской области и идеологами реформы из научных кругов Москвы в Урдоме уже проходила. Она показала, что реальную ситуацию на местах нынешние обществоведы понимают плохо. К примеру, проблему с транспортным сообщением Урдомы, находящейся на левом берегу Вычегды, с правобережной частью Ленского района московский регионовед «решил» тем, что предложил... перенести районную столицу из Яренска в Урдому.
Противники реформы резонно опасаются, что нововведения лишат поселения шансов отстаивать свои интересы, ее подлинная цель – разобщение, создание возможности для разного рода манипуляций с использованием территорий в интересах федеральной и областной властей. Говоря проще – «приглашение на казнь» для МСУ.
Не мытьем,так катаньем?
Сторонники и противники реформы ожидаемо делают разные акценты и, соответственно, выводы. Если для первых отмена муниципального статуса поселений выступает новым источником его эффективности, прежде всего экономической, то для вторых она равносильна ликвидации местного самоуправления.
Конкретно в Ленском районе новое начинание, скорее всего, не поддержат. Огромную роль в генезисе этого противостояния сыграл Шиес. Депутаты и администрация Урдомы фиксировали нарушения прав, подавали иски в суды различных инстанций, своими активными действиями смогли мобилизовать общественность. В конечном счете именно благодаря иску поселковой администрации в январе 2020 года состоялась первая победа над «Технопарком» в Арбитражном суде Архангельской области.
Поднялось бы руководство Ленского муниципального округа против затеи устроить гигантскую свалку на отдаленной территории на границе с Республикой Коми? Действия главы Ленского района Алексея ТОРКОВА – возможно, умелого управленца, ни разу, однако, не выступившего против строительства полигона, к сожалению, сомнений не оставляют: этого бы не произошло.
Надо учитывать и то, что на Севере, как и в Сибири, многие муниципальные образования имеют специфическую генетику. В какой еще стране мира власть принудительно переселяла миллионы людей, зачастую просто бросая их на произвол судьбы? Нет ничего удивительного в том, что сегодня происходит отток населения из бывших лесных поселков, где нет ни современной коммунальной инфраструктуры, ни работы, ни перспектив. А бороться с безработицей, разрухой и бездорожьем, похоже, решено очередной реформой.
И наконец, последнее. В Архангельской области хорошо себя зарекомендовали ТОСы – территориальное общественное самоуправление. Но государственная программа развития ТОСов в регионе только что завершилась. Как отразится муниципальная реформа на отношении укрупненной местной власти к этим организациям? Пока что в развернувшейся дискуссии эта тема почему-то совсем не обсуждается.