ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 15:22

Не подспорье, а пища для ума: Архангельск обрёл Стратегию развития


Герман КУЗНЕЧИХИН. Фото Алексея Липницкого | 16.12.2022 17:10:49
Не подспорье, а пища для ума: Архангельск обрёл Стратегию развития

Стратегию социально-экономического развития Архангельска до 2035 года разработал Институт региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве РФ. Её обсуждение и принятие происходило на ноябрьской сессии гордумы Архангельска и оказалось в центре всеобщего внимания. Новый программный документ включает в себя анализ предыдущей стратегии, а также содержит конкретные проекты развития города и три сценария развития: целевой, базовый и пессимистический.


Несмотря на то, что новая стратегия создаёт своеобразный, порой и неожиданно позитивный ракурс для оценки положения дел в городе, в целом она, к сожалению, не обещает Архангельску светлого будущего, при этом содержит весьма серьёзные, хотя, в принципе, и устранимые дефекты.

В каждой шутке….

Любой более или менее незаангажированный взгляд со стороны интересен уже сам по себе, так как он позволяет увидеть, разглядеть свои преимущества. Этой аксиоме здравого смысла стратегия вполне соответствует. Так, мы вдруг узнали, что Архангельск по показателю обеспеченности врачами на 10 тысяч человек городского населения значительно опережает многие российские населённые пункты. Если средний показатель составляет 38, то в столице Поморья он значительно выше – примерно 87 врачей на 10 тысяч человек, хотя разработчики стратегии и отмечают слабый тренд на сокращение показателя с 2011 года. Ситуация со средним медицинским персоналом примерно такая же.

Сильной стороной деятельности горадминистрации разработчики стратегии считают управление бюджетом, а также экологию. Последнее особенно радует, ведь, согласно приведённым данным, «с 2012 по 2018 годы отмечается снижение объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, на 42,2% (с 31,4 тысячи до 18,2 тысячи тонн). Показатель сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты отличается относительной стабильностью и тенденцией на снижение. Так, с 2011 по 2018 годы значение уменьшилось на 51,4% (с 67,3 млн куб. м до 32,7 млн куб. м)».

Однако тут же начинают терзать смутные сомнения. Если в Архангельске так неплохо обстоят дела в сфере здравоохранения, то отчего тогда город не смог добиться снижения показателей по смертности? Если бюджет столь профессионально распределяется, то отчего, согласно оценке разработчиков, «к слабым сторонам г. Архангельска… можно отнести высокие расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчёте на одного жителя, а также сравнительно низкий объём расходов местного бюджета в расчёте на душу населения»?

Что касается якобы улучшающейся на глазах экологии, то и здесь ситуация какая-то странная: на центральном городском пляже как запретили купаться три десятка лет назад, так до сих пор ситуация никак не изменилась. Хотя нет, изменилась – смертность на воде подросла. Причём в этом году ни Архангельск, ни Северодвинск, по оценкам Роспотребнадзора, не имели микробиологических возможностей для организации легальных мест летнего отдыха где бы то ни было. Очень много жалоб в соцсетях на варварскую вырубку зелёных насаждений – быть может, и здесь городскую администрацию вводят в заблуждение чьи-то излишне оптимистичные оценки?

Деловой документ не всегда правильно переводит в слова язык цифр, порой он излишне эмоционален. Впрочем, встречаются в стратегии и откровенно забавные нестыковки. Так, описывая проект по развитию активного долголетия, авторы предлагают выдавать пожилым жителям Архангельска… беговые лыжи в парке, видимо, не отдавая себе до конца отчёта в том, что в областном центре организованных парковых зон, рассчитанных в зимнее время на лыжные прогулки, нет совсем.

Лукавые цифры

Читаем дальше. Оказывается, что в Архангельске «фиксируется рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в расчёте на 10 000 человек населения на 6% за период 2011-2021 годов… Наиболее активная фаза роста была в 2014-2017 годах, что обусловлено, с одной стороны, реализуемыми мерами поддержки субъектов МСП, а с другой, - активным развитием с 2018 года на территории городского округа крупных федеральных сетей, которые стали вытеснять субъекты МСП, а также развитием института самозанятых». Но вот данные из отчёта уполномоченного при губернатора Архангельской области по защите правам предпринимателей Ивана КУЛЯВЦЕВА в 2017 году: «В 2015 году юридических лиц в регионе работало 26 194, индивидуальных предпринимателей – 31 146. По данным  на 2016-й, юрлиц осталось 24 191, ИП – 30 741». Неужели могло быть такое, что в регионе количество субъектов МСП уменьшалось, а в областном центре в это же время активно росло?

Уровень зарплаты оказался одним из немногих параметров предыдущей стратегии, который якобы значительно перевыполнен: теперь она превышает 63 тысячи рублей, что выше на 10% средних по России показателей. Но это среднее арифметическое, а не медианное исчисление, то есть крайние сверхбольшие и сверхмалые значения не отсекались, их величины также учитывались. Оттого и итоговая цифра получилась, скорее всего, чересчур высокой. Совсем недавно публиковалось исследование кадрового агентства HeadHunter, и, согласно его оценкам, в Архангельске наиболее развит запрос на зарплату в районе 42 тысяч рублей, то есть никакого опережения не наблюдается.

Сомнительная статистика в исследованиях такого уровня крайне опасна. «Беспроблемный» рост числа предпринимателей расслабляет властные структуры, формируя отношение к малому и среднему бизнесу как к некоей палочке-выручалочке, универсальному способу решения всех проблем. Если с этим «снадобьем» всё в порядке, то об экономике можно не очень-то и беспокоиться. А якобы высокий уровень зарплат в Архангельской области способен в условиях мобилизационной экономики вызвать отмену или сокращение привычных социальных гарантий. Давно уже муссируется тема ликвидации наших северных районных коэффициентов, а тут и повод удобный появился.

Но и в стратегии имеются данные, которые явно противоречат заявлению о высокой средней зарплате в столице Поморья. Кроме того, в Архангельске обеспеченность жилой площадью на душу населения значительно ниже среднероссийского показателя, разрыв нарастает: «отставание г. Архангельска от среднероссийского уровня увеличилось почти в 10 раз (с 0,4 до 3,9 кв. м, +3,5 кв. м). При этом более 7% городского населения проживает в домах, признанных аварийными».

Муниципальный вакуум

Низкая обеспеченность жильём, невысокие для условий Севера зарплаты, «вечные» проблемы с городским благоустройством, что, надо сказать, новая стратегия неплохо фиксирует, – таковы, как представляется, главные причины основной беды Поморья: неблагополучной демографической ситуации. «Естественная убыль населения прогнозируется в рамках всех трёх сценариев, что влечёт за собой снижение общей численности населения, т.к. миграционный прирост в подавляющем большинстве случаев не позволяет компенсировать указанную убыль». Целевой сценарий предполагает возможность стабилизации численности населения, но лишь за счёт роста миграции. Естественного прироста населения в городе быть, по мнению разработчиков стратегии, не может.

Уже только по этой причине заявленные приоритеты развития Архангельска до 2035 года едва ли помогут эффективно искать необходимую федеральную поддержку, на что рассчитывает руководство города. Если Архангельск планирует сокращать своё население или, в лучшем случае, придерживаться достигнутой планки, то и отношение будет соответствующее: вам бы, ребята, день простоять, да ночь продержаться.

Но самый главный недостаток стратегии всё же другой. В ней нет опоры на соответствующие федеральные и региональные аналоги. Не упоминаются ни Транспортная, ни Энергетическая стратегии, ни Стратегия развития туризма в Российской Федерации, нет отсылок на недавно обновленную Морскую доктрину. Отсутствуют и привязки к соответствующим областным программным документам. Более того, авторы обращаются как с некоей реальности к проектам «Белкомура» и строительства нового глубоководного порта в Архангельске. Спрашивается, а на каком основании? Программа Александра ЦЫБУЛЬСКОГО на выборах губернатора в 2020 году, как мы хорошо помним, не содержала никаких обещаний по осуществлению этих имеющих давнюю историю начинаний.

Стратегию развития Архангельска депутаты утвердили. Она даёт неплохую пищу для ума, особенно с учётом приемлемой цены – около 4 миллионов рублей. Однако считать её окончательным документом, а вопрос формирования стратегии Архангельска полностью решённым едва ли правильно.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей