Григорий ДИТЯТЕВ. Фото Николая Гернета | 27.10.2020 12:54:51
На ближайшей сессии регионального парламента, назначенной на 28 октября, будет рассматриваться интересный законопроект: в закон «О референдуме Архангельской области» вносятся изменения - правом голосовать на референдуме Архангельской области по вопросу об образовании нового субъекта РФ в результате объединения Архангельской области и НАО обладают граждане, имеющие регистрацию на территории области, за исключением НАО.
Казалось бы, поправка носит характер уведомительно-декоративный. Поскольку во всех остальных случаях жители НАО и Архангельской области голосуют совместно, то здесь прописывается случай раздельного учета мандатов. Однако новелла вызвала обширные дискуссии в соцсетях: кое-кто решил, что теперь референдум об объединении двух регионов может быть проведен лишь голосами жителей Архангельской области. Не секрет, что слиянию двух субъектов противятся, главным образом, жители НАО, опасаясь утратить льготы и возможность оперативно решать хозяйственные вопросы.
В избирательной комиссии Архангельской области от официального комментария решили воздержаться, однако удалось выяснить, что вызвавшие споры изменения в статью 5 являются результатом адаптации на территории Архангельской области Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Выборщики, зарегистрированные в НАО и голосующие в Архангельской области – к примеру, студенты, – могут воспользоваться системой «мобильный избиратель», то есть получить избирательный бюллетень по месту пребывания. Это можно сделать как с помощью сервиса «Госуслуги», так и обратившись в территориальную избирательную комиссию. Видимо, предлагаемое изменение в законе позволит четко «приписать» их волеизъявление к результатам НАО. Хотя здесь нужно зеркальное повторение нормы в аналогичном окружном законе.
Пока же получается, что жители Архангельской области на территории НАО возможность голосовать по системе «мобильный избиратель» тоже имеют, а их голоса могут быть приписаны Ненецкому округу. Чем, конечно же, могут воспользоваться политтехнологи для получения политически «правильного» результата референдума.
Внимательное знакомство с Федеральным законом №6-ФКЗ окончательно убедило в том, что референдумы в России – дело бюрократии, а не народа. Согласно статье 11 вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации лишь после проведения соответствующих консультаций с Президентом РФ, его одобрения данной инициативы. Лишь главы регионов могут поставить вопрос об образовании в составе России нового субъекта, местные парламенты в законе не прописаны совсем. После того как глав поддержит президент, назначается, подготавливается и проводится сам референдум. В 2001 году губернаторов еще выбирали более-менее свободно сами жители регионов, так что такой порядок не казался вопиюще антидемократичным.
Таким образом, произошла актуализация весенней политической повестки. Недавние заявления глав регионов Александра ЦЫБУЛЬСКОГО и Юрия БЕЗДУДНОГО об отказе от планов форсировать это событие оказались какими-то неокончательными. Хотя Александр Цыбульский специально отмечал, что имел в виду, прежде всего, объединение экономическое, связанное главным образом с реализацией масштабного проекта по созданию глубоководного порта в Индиге, строительством к нему железнодорожного пути из Архангельской области.
Но такой «камбэк» не очень-то удивляет. А вот будет ли предстоящий референдум объединением одной лишь Архангельской области и НАО – это действительно заслуживающий внимания вопрос. Дело в том, что во время избирательной кампании пиарщики Цыбульского при проведении экспертных опросов озвучивали идею слияния всех или большей части субъектов Европейского Севера России.
Шестой федеральный закон предоставляет такую возможность, и «оговорочки» в нем содержатся ну очень интересные. Так, согласно п. 1.3 статьи 11 закона, «если в одном или нескольких, но не более чем в половине заинтересованных субъектов Российской Федерации референдумы по вопросу об образовании… нового субъекта будут признаны несостоявшимися или результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих субъектах Российской Федерации может быть проведено повторное голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании … нового субъекта получил одобрение» (курсив всюду мой. – Г.Д.).
Иными словами, если большинство регионов дает добро на объединение, то результат меньшинства можно не учитывать. Да и как это сделать технически? Если власти вознамерятся, к примеру, объединить Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую области, Карелию и Республику Коми, то НАО в этом случае будут объединять лишь с Поморьем. Предположим, большинство населения в регионах скажет «да» новому гигантскому субъекту, а НАО воспротивится. И как тут давать задний ход, о чем проводить повторное голосование, если даже Архангельской области-то уже «нет»?
В общем, в России великодержавной скучно и размеренно жить никак не получается. Высокая духовность не позволяет. Не удалось построить гигантскую свалку для мусора – значит, будем вас объединять. Не исключено, что сверхцель предстоящего референдума – ослабить, свести на нет Баренц-сотрудничество, евроарктическое объединение северных регионов стран Скандинавского полуострова и России. К примеру, в Швеции некоторые интеллектуалы крайне недовольны политикой своего центрального правительства в отношении «северов», так что здесь Осло, Стокгольм или Хельсинки вполне могли найти с Москвой общий язык в борьбе с «гидрой сепаратизма».
Главное
Вот текст, пожалуй, самого заметного уточнения, вносимого в закон «О референдуме Архангельской области»:
«Правом голосовать на референдуме Архангельской области по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в соответствии с Федеральным конституционным законом обладают граждане Российской Федерации, имеющие регистрацию по месту жительства или месту пребывания на территории Архангельской области, за исключением территории Ненецкого автономного округа».