ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на группу БК ВКонтакте

Вторник, 29 апреля, 2025 19:46

Александр Чечулин: «Новодвинск — город очень перспективный, главное, комфортный»


Беседовали Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА и Алексей ЛИПНИЦКИЙ. Фото Алексея Липницкого, администрации Новодвинска и из архива редакции | 29.04.2025 12:18:15
Александр Чечулин: «Новодвинск — город очень перспективный, главное, комфортный»

Новодвинск часто называют моногородом, для которого Архангельский ЦБК во все времена остаётся опорой экономики и жизни. Вместе с тем в Новодвинске развиваются и другие производства, не обязательно связанные с основным, создаются новые предприятия. В городе есть свои интересные идеи по привлечению туристов, причём не только с опорой на популярную «Мечку». Как и соседи по агломерации, Новодвинск активно участвует во всех нацпроектах, борется с ветхим жильём, строится и продвигает масштабные дорожные планы.


Пожалуй, впервые в таком детальном формате на страницах «Бизнес-класса» о перспективах и проблемах города рассказывает глава Новодвинска Александр ЧЕЧУЛИН.

— Александр Сергеевич, Новодвинск традиционно ассоциируется прежде всего с Архангельским ЦБК. Но ведь у вас в городе есть и другие перспективные предприятия. А новые появляются?

— Конечно. В частности, местный предприниматель Александр Сольский в 2024 году открыл в Новодвинске новый железобетонный завод, и с использованием произведённых на нём материалов уже строится дом. Таким образом компания «Леском» диверсифицирует свой бизнес. Вообще она занимается заготовкой леса, в том числе, на подряде у АЦБК и Архангельского фанерного завода.

chechulin_predroyarie.jpg

— Это означает, что бизнес чувствует перспективы строительной отрасли.

— Да, и я думаю, об этом мы еще поговорим. Кстати, здание старого железобетонного завода буквально недавно, уже в этом году, выкупил предприниматель из Архангельска — Виктор Клюквин, компания «Торин».

— «Торин» занимает редкую нишу — производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. Мы рассказывали в «Бизнес-классе» об этой компании.

— Ну вот сейчас они планируют масштабировать производство, создать новую площадку в Новодвинске на территории бывшего завода ЖБИ, и впоследствии сделать её основной. Места здесь много, есть, где развернуться, здания сохранились в весьма неплохом состоянии. Действительно, ниша у «Торина» редкая, даже уникальная, тем более что сейчас мы имеем дело с санкциями по импорту финского оборудования для ЦБП. По сути, если все получится, и потенциальные инвесторы, с которыми «Торин» ведёт переговоры, подключатся к этому проекту — мы будем иметь в Новодвинске полновесный центр машиностроения для целлюлозно-бумажной промышленности всей страны и ближнего зарубежья. «Якорными» заказчиками останутся наш ЦБК и Группа «ИЛИМ».

acbk_kdm2.jpg

Также новых хозяев обретают площади больше всего известные как территория недостроенного лампового завода «Родонит». Там собственник поменялся около двух лет назад. Имущественные активы выкупаются. К примеру, здание, находящееся ближе к Мечке, приобрёл другой местный предприниматель, и, возможно, уже в этом году запустит там производство гофроупаковки для внутреннего рынка.

Дело в том, что сейчас в Новодвинске АЦБК гофроупаковку не производит. Это понятно: крупное предприятие просчитало экономику и перестроило свою логистику. Но потребность в гофротаре существует, например, у рыбопромышленных и торговых предприятий. Так что это тоже перспективная ниша для бизнеса. Рулонные картон, насколько я знаю, они приобретают у того же АЦБК и здесь уже делают упаковку нужных параметров.

— Архангельск и Северодвинск сейчас бьют рекорды в строительстве. Много ли в Новодвинске строится коммерческой и социальных недвижимости? Проблема ветхого жилья, надо полагать, для вас далеко не так актуальна, как для областного центра?

— Коммерческих домов сейчас строится два. Тот, который мы упоминали, где частично применяются местные строительные материалы, планируют сдать в эксплуатацию в конце 2026—начале 2027 года. Второй дом предполагают достроить уже в этом году. Кстати, очень интересная история: этот дом возводит местный застройщик под руководством Татьяны Михайловны Вотчинниковой — дочери легендарного новодвинского строителя Михаила Вотчинникова. Она, можно сказать, продолжает семейное дело. Это будет красивый и современный дом бизнес-класса на улице 3-й Пятилетки на три с половиной тысячи «квадратов».

house_novsk.jpg

Площадь первого дома девять тысяч квадратов, так что суммарно в ближайшие два года мы получим 12 500 квадратных метров нового коммерческого жилья.

Кроме того, в ближайшие три года планируем построить два социальных дома. Отчасти вы правы, проблема ветхого жилья для нас стоит не так остро. Для сравнения: Новодвинск — это примерно одна восьмая часть Архангельска по территории и численности населения. Нам осталось расселить 12-13 деревянных домов. Как и другие города области, рассчитываем зайти в новый этап федеральной программы — тогда мы эту задачу полностью решим.

А ведь есть ещё механизм комплексного развития территорий. К этой программе мы тоже подключаемся, определён первый участок под КРТ.

— Договор уже заключён?

— Пока нет. Вообще под КРТ у нас запланировано несколько участков, и один из них — с самым большим количество старых деревянных домов — сейчас в высокой степени готовности. Часть этих домов уже признана аварийными, часть, думаю, признают в ближайшие несколько лет.

В марте-апреле проходили встречи с жильцами. Есть определённые сложности, поскольку на этом участке находятся ещё и три двухэтажных арболитовых дома, и они-то как раз в нормальном состоянии. Правда, жильцы этих домов тоже интересуются возможностями КРТ. Поэтому продолжаем искать общие решения.

А планируется здесь строительство нового жилья, гостиницы и благоустройство территории. Потенциальные застройщики проявляют заинтересованность. При всех сложностях, я очень верю в этот проект.

— Как думаете, чем Новодвинск привлекает застройщиков?

— Во-первых, в сравнении с Архангельском (не знаю как с Северодвинском) у нас достаточно выгодная стоимость техприсоединения, поскольку сети муниципальные. У нас, чтобы дом подключить к теплоснабжению, нужны десятки тысяч рублей — не миллионы и даже не сотни тысяч. Во-вторых, в Новодвинске квадратный метр вот прямо чётко попадает под «Арктическую ипотеку». То есть можно купить по цене 123 тысячи за «квадрат» жильё, ничуть не уступающее по качеству квартирам в областном центре, и на льготных условиях.

 chechulin_stroika.jpg

— Одна из главных проблем строителей — дефицит мощностей для подключения к инженерным коммуникациям. Как с этим в Новодвинске?

— Пока, в отличие от Архангельска и Северодвинска, у нас есть резерв и по отоплению, и по водоснабжению, и водоотведению. По крайней мере, все те инвестпроекты, о которых мы с вами говорили, — и социальные дома, и коммерческие, и участок под КРТ — мощностями будут обеспечены. Более того: мы недавно провели ревизию — в городе ещё много земли, где можно строить, в том числе свободных участков. В частности, о своей потребности в строительстве жилья для работников говорит Архангельский ЦБК.

— К слову, во все времена город был в долгу у комбината за предоставленные энергетические ресурсы. Сегодня ситуация изменилась?

   — Проблема никуда не делась, и тут стоит задача — не увеличивать, стабилизировать долг. Мы вроде бы пока с ней справляемся, даже удаётся эту сумму сокращать. Как только появляются дополнительные поступления в бюджет, стараемся хотя бы 30% направить на погашение долга перед АЦБК за генерацию.

Поскольку речь зашла о городском хозяйстве, не могу не коснуться сложной ситуации с «Жилкомсервисом» — основной управляющей компанией, занимающей примерно 68% этого рынка. Раньше «Жилкомсервис» являлся муниципальным предприятием, сейчас он стал акционерным обществом. МУП всегда был кем-то вроде «иждивенца» АЦБК, жил по такому принципу, что «всё равно добавят, всё равно поддержат». И это привело к тому, что здоровая финансово-экономическая работа с опорой на тариф не велась. Если в Архангельске средний тариф за содержание жилья около 30 рублей за квадратный метр, то здесь — 22 рубля. А есть трёх- и пятиэтажные дома с тарифом 12 рублей за «квадрат». Это накладывает отпечаток на состояние домов. От горожан поступает много жалоб: окна в подъезде не меняют, кровлю не ремонтируют и так далее.

chechulin_novsk.jpg

Правильно повести с людьми речь о том, что надо повысить тариф, чтобы получать другой уровень услуг, у «Жилкомсервиса» не получилось. Сейчас постепенно пытаемся выстроить более жизнеспособную экономическую модель.

Вообще у нас семь управляющих компаний. И такой подход, когда УК работает из-под палки, и чем больше с ней ругаешься, больше штрафов выписываешь, тем быстрее она бегает, — не работает. Прошли те времена, когда можно было просто ударить кулаком по столу. Поэтому руководители УК у меня собираются, мы договариваемся, убеждаем. ТСЖ в Новодвинске немного, но люди сейчас потихонечку начали понимать, что управляющую компанию, если она не устраивает, можно поменять.

Я каждый четверг провожу приём граждан, и вопрос содержания дворов и домов остаётся одним из самых часто задаваемых. Мы считаем, к примеру, сколько нужно добавить к тарифу, чтобы зимой нормально чистить территорию от снега. Получается, скажем, всего 2,5 рубля. И люди говорят, что это не так уж и много, заплатим, зато будет парковка и расчищенный проезд. Надеюсь, так со временем придём к общим решениям.

— В Архангельске содержанием улично-дорожной сети занимается один подрядчик, которые определяется по результатам торговых процедур. А как в Новодвинске?

— Особенность Новодвинска в том, что по многим направлениям городского хозяйства работают именно муниципальные предприятия. «Жилкомсервис» — не очень хороший пример. Но свои функции без особых нареканий выполняет наше ресурсоснабжающее предприятие «Сети», а дороги, тротуары, внутриквартальные проезды содержит МБУ «Флора-Дизайн». Оно же с прошлого года занимается покосом травы во дворах.

В этом году «Флора-Дизайн» получила субсидию от муниципалитета на содержание дворовых территорий, уже прошли торги, на которых учреждение выступало как заказчик работ. То же самое по детским площадкам. Все муниципальные площадки переданы в ведение «Флоры-Дизайн»: специалисты ведут журнал учёта каждой, проверяют, чтобы всё оборудование было в целости и сохранности, и ни один ребёнок не пострадал.

chechulin_i_tractorist.jpg

— Какой бюджет у города, если в общих чертах?

— На 2025 год по доходам — 1,749 миллиарда рублей, по расходам — 1,855 миллиарда. Дефицит достаточно большой. Прошлый год был профицитным благодаря дополнительным поступлениям от АЦБК: перевыполнили план по НДФЛ, поскольку комбинат очень заметно увеличил зарплаты. В результате мы закрыли дефицит бюджета своими деньгами и сократили долг.

К сожалению, в этом году не удалось так сформировать бюджет, чтобы минимизировать все риски кредитования. Кредиты у нас коммерческие, под 27%.

— Что вам удалось сделать по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», и какие планы на перспективу?

— По БКД очень многое было сделано предыдущим главой Новодвинска Сергеем Андреевым и его командой. У нас достаточно хороший показатель нормативного состояния дорог. По БКД отремонтированы улицы Мельникова, 50-летия Октября, Фронтовых Бригад, Декабристов, Первомайская и ряд других.

chechulin_i_tsibulski.jpg

В этом году будет отремонтирован въезд в город, но это уже не БКД, а средства областного бюджета, выделенные по решению губернатора Александра Цыбульского. Линию освещения там поменяем. Контракт включает проезд через ручей Глубокий. Для Новодвинска это, по сути, стратегический объект, от которого зависит вся экономика города. Между тем данный участок потихонечку проваливается, в частности из-за состояния водопропускных труб. Таким образом мы точно продлим срок эксплуатации существующего въезда в город, но параллельно, и мы уже в достаточно большой стадии готовности, проектируем объездную дорогу.

— О, это большой проект! Расскажите!

— Сейчас, повторюсь, у нас единственный въезд в город, и именно этим путём идут все большегрузные машины на АЦБК и Архангельский фанерный завод. Мы же хотим, чтобы по объездной дороге фуры шли в обход центральной части города и спальных районов — сразу в промзону. Длина новой дороги — около двух километров. Проект оценивается в сумму от 700 миллионов до миллиарда рублей. Он запланирован в областном бюджете со сроками реализации 2027—2028 годы.

remont_dorog_novodv.jpg

— Проект делается с нуля?

— Нет, эту объездную дорогу уже проектировали в начале 90-х годов, заказчиком был АЦБК. Мы нашли документы в архиве и показали «Архангельскавтодору» с вопросом: можно ли сейчас вернуться к этой идее? В дорожном агентстве ответили, что это возможно, только нормативы и требования, понятно, поменялись, и сегодня проект требует доработки. Вот этим мы сейчас и занимаемся.

И я бы хотел ещё одну очень интересную вещь рассказать: для нас это не просто транспортно-инфраструктурный проект. Когда строился АЦБК, образовалась площадка, куда временно свозились грунты, затем песок, строительные материалы и под конец строительные отходы. Мы уже провели изыскания: на этой площадке можно будет сделать, также временную, стоянку для фур.

Но самое главное — вы знаете, что там было раньше? В петровские времена здесь были якорный завод, пилорама и мельница, кормившая работников этих предприятий. Если посмотреть на карту, отсюда в сторону Архангельска идёт цепочка озёр, уровень воды в которых регулировался с помощью дамб и шлюзов. И когда в Соломбале появилась верфь, доски для кораблей пилили близ нынешнего Новодвинска, якоря и всё, что связано с литейным производством, изготовляли здесь, на императорском якорном заводе, затем грузили на баржи и отправляли на место строительства судов. Кстати, остатки шлюза сохранились в районе ширшинского куста деревень, относящегося сегодня к Приморскому округу. Так что наша известная поговорка — через Ширшу в Маймаксу — на самом деле означала тогда самый правильный и оптимальный путь доставки материалов и комплектующих для строительства кораблей.

chechulin_map.jpg

Об этом почему-то мало говорят. Но мы сейчас советуемся с историками, краеведами — планируем сделать смотровую площадку, выставочное пространство. Есть возможность показывать людям остатки дамб и шлюзов, рассказывать историю этих мест. Вообще, отсюда могла бы начинаться экскурсия на тему «Архангельск — колыбель отечественного флота». Такая историческая локация добавит новую изюминку Новодвинску, показав, что это не только город бумажников.

Я на 100 процентов уверен, что строительство объездной дороги даст жизнь и этому проекту. Сейчас готовим заявку на губернаторский грант. Нам очень важно попасть в Российский государственный архив военно-морского флота в Санкт-Петербурге, где есть исторические материалы на нужную тему.

— А какие ещё идеи, предложения, на ваш взгляд, могут повысить привлекательность города для гостей и туристов?

— Само производство бумаги — тоже интересный процесс. На АЦБК есть свой музей, но попасть на комбинат тем же школьникам или туристам бывает непросто из-за согласований, высоких требований техники безопасности. Поэтому у нас есть в планах создание музея бумагоделания в городе. Чаще всего к нам приезжают жители Северодвинска и Архангельска — говорят, что просто хотят сменить обстановку. Но это же хорошо! Конечно, центром притяжения являются база «Мечка», а теперь и парк «Над рекой». Эта связка должна получить развитие.

Напомню, что масштабный проект по благоустройству парка стартовал осенью 2023 года в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда». Там созданы прогулочные дорожки, видовые площадки, обустроен спуск к реке, установлены парковая мебель и арт-объекты.

park_novsk.jpg

Зимой «Мечка» и так популярна, а вот на лето и им, и нам интересно расширить общую прогулочную территорию. Проектируется трасса, условно говоря, лыжероллерная, но там можно будет и кататься на велосипедах, и просто гулять пешком. Она будет включать двухкилометровое кольцо в самом парке.

Также «Мечка» сейчас настроена на возведение гостиницы, а нам это позволяет вкладывать деньги в строительство дороги от региональной трассы до базы отдыха (там всего около 800 метров) и парковок — сейчас с ними проблема. Кроме того, многие приезжают в «Мечку» на автобусе и жалуются, что у базы нет постоянной остановки — только по требованию. Мы уже договорились с правительством области о том, что когда спроектируем, будут построены и остановка, и пешеходная дорожка, и линия освещения, и сама дорога, и парковки.

Что ещё? Есть идея организовать летние водные прогулки от спуска к реке в парке по Северной Двине на сап-бордах. На Ягоднике хороший пляж.

В 2024 году именно в Новодвинске, у кинокомплекса «Дружба» появился первый в Архангельской области пешеходный фонтан. В этом сезоне мы впервые опробовали новогодний маршрут от этой площадки до парка, с яркой иллюминацией, музыкой, праздничными декорациями. В парке был сделан семейный каток. Очень помогли АФЗ и АЦБК. И от новодвинцев, и от гостей города мы получили самые хорошие отзывы.

Думаю, что если хотя бы на прежнем уровне сохранится финансирование, будет работать нацпроект, Новодвинск в ближайшие годы точно станет новой точкой притяжения для гостей и туристов.

chechulin_acbk.jpg

— Мы сейчас говорили о проектах, так или иначе связанных с рекой: актуальна ли для Новодвинска проблема эрозии берегов, с которой столкнулись Приморский и Холмогорский округа?

— Да, это настоящий вызов для города. В 2024 году мы проводили обследование береговой территории. В частном секторе река уже совсем близко подходит к домам. Какой вариант укрепления берега лучше применить — шпунт, габионы, химический способ — пока непонятно. Но мы работаем над этой проблемой в тандеме с правительством области и региональным министерством природных ресурсов.

— Большой общественный резонанс по всей области имеет реформа системы обращения с ТКО. С какими сложностями столкнулся Новодвинск?

— Городской полигон, как вы знаете, закрыт на рекультивацию. Проект подготовлен, но находится в стадии ожидания финансирования. Сейчас ТКО из Новодвинска отвозят на архангельский полигон. Сбои, как и везде по области, случаются, но носят ситуативный характер. Планы по созданию МСК в Холмогорском округе для новодвинцев не являются большим поводом для беспокойства. Во всяком случае, такая организация обращения с отходами принципиально более экологична. Всё остальное зависит от того, как изменится тариф для населения.

Несанкционированных свалок в черте муниципалитета официально нет. Стихийные свалки появляются, в частности, на Тропе здоровья, но мы их общими силами оперативно убираем. В Новодвинске, к слову, очень сильное сообщество эко-активистов, причём таких, кто реально что-то делает, а не просто рассуждает.

В 2024 году мы решили огромную проблему с несанкционированным накоплением покрышек. Поставили себе задачу: во что бы то ни стало уберём — и с берега, и из дворов, где их вкапывают как клумбы или на детских площадках, хотя никакой эстетической функции они не несут. Собрали и отправили на утилизацию около 90 тонн покрышек. На эти цели выделялись средства из городского бюджета.

Будем эту работу продолжать. Кроме того, мы уже начали ремонтировать контейнерные площадки, менять их с открытого типа на закрытый, устанавливать 8-кубовые контейнеры там, где их ещё нет.

— Возвращаясь к разговору о муниципальных предприятиях: как получилось вернуть под крыло города пассажирские перевозки и вообще пойти по этому пути, отличному от Архангельска и Северодвинска?

— Прежде всего, не стоит сравнивать — масштабы совершенно другие. У нас один маршрут: одна проходная, вторая проходная, через весь город и до 3-й очереди АЦБК. Кольцевого вот не достаёт, как раньше было, хотя люди о нём просят.

Коммерческий перевозчик до поры до времени всех устраивал. Но однажды руководство компании объявило нам, что буквально со следующего месяца требует увеличить плату из бюджета в три-четыре раза. Это было объяснено, в частности, как раз приходом на рынок «Рико» с более высокими зарплатами для водителей, повышением стоимости содержания автобусов, топлива и так далее. Кризисную ситуацию нам помогли пережить АЦБК и правительство области. В ходе переговоров с региональным минтрансом мы узнали, что в резерве есть автобусы, которые могут быть безвозмездно отданы Новодвинску.

Провели расчёты, что лучше сделать: согласиться на новые условия частного перевозчика, который собирался на нас зарабатывать, или забрать предложенные областью автобусы и организовать перевозки на базе нашего муниципального предприятия, предоставляя ему субсидию. Выбрали второй вариант.

bus_novodvinsk1.jpg

Новодвинск получил три новых автобуса марки ПАЗ Вектор NEXT. Нашли водителей. Добавили, кстати, довольно большое количество рейсов. Раньше они были ориентированы под смены АЦБК, а днём возникал большой перерыв, когда люди, по сути, вообще оставались без автобуса. Сейчас такого нет.

И самое главное, что уже в этом году мы вводим льготный проезд по социальной транспортной карте для новодвинцев 65 лет и старше. Затем такую льготу получат все пенсионеры. Более того, сейчас мы ведём переговоры с АЦБК, АФЗ, другими нашими предприятиям и предпринимателями о том, чтобы ввести в Новодвинске полноценную социальную карту, которая сократит повседневные расходы горожан.

— Александр Сергеевич, и последний вопрос. Вы работали в администрациях Соломбальского и Ломоносовского округов Архангельска, затем около шести лет возглавляли родной Пинежский район. Насколько мы знаем, там о вас в роли главы вспоминают с теплотой. И вот — Новодвинск. Как ощущаете себя?

— Рад слышать про отзывы пинежан. Интересно, что вы сейчас об этом спросили. Я после нашего разговора пойду поздравлять со 100-летним юбилеем женщину — тоже родом пинежанку, а сейчас жительницу Новодвинска… Здесь я очень долго привыкал, что по работе не нужно никуда далеко ехать, потому что в Пинежском районе — в одну сторону от Карпогор, условно говоря, 180 километров, в другую 280 и в третью 110... В Новодвинске самая дальняя поездка — до правительства области. Также после Пинежья я стал очень ценить асфальт, даже если он плохой.

Если совсем серьёзно, проблем везде много и решать их одинаково сложно. Просто в Новодвинске проблемы, скажем так, более финансово ёмкие. При этом плотность населения здесь гораздо выше, а временной отрезок для решения проблемы меньше. Новодвинск — город бумажников, город рабочих людей, место, которое можно и нужно развивать, несмотря на все сложности, город очень перспективный и, самое главное, комфортный для жизни.





Возврат к списку

Для вас

Навигатор будущих событий

Новости компаний

Для вас

Нажимая “Принимаю”, вы соглашаетесь на использование файлов cookie и сбор данных с помощью сервисов веб аналитики Яндекс.Метрика и top.mail.ru на вашем устройстве для улучшения навигации по сайту, анализа использования сайта и содействия нашим маркетинговым усилиям. Ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности для получения дополнительной информации.

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей