ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 18 декабря, 2024 12:42

Галина Неверович: «Прежде, чем осваивать скорочтение, нужно научиться понимать текст»


Пресс-центр САФУ | 27.04.2018 16:46:38
Галина Неверович: «Прежде, чем осваивать скорочтение, нужно научиться понимать текст»

Мы уже привыкли к многочисленным объявлениям о курсах иностранного языка для малышей и школах раннего развития. Каждый родитель сам трешает, есть ли польза от этих занятий, так ли важно ради будущего лишать ребенка нормального беззаботного детства? И стоит ли вообще доверять всем этим инструкторам, тренерам, коучерам? Не так давно появилось очередное искушение - обучение скорочтению. Помочь разобраться мы попросили старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии детства Высшей школы педагогики, психологии и физической культуры САФУ Галину НЕВЕРОВИЧ.


- Галина Александровна, давайте для начала определимся: нужны ли школьникам навыки скорочтения?

- Для этого нужно понять, что мы вкладываем в понятие «скорочтение». Надо отделить в этом процессе зерна разумного от плевел, понять цель обучения и чтения, а главное - учесть возраст.

Многие родители стараются научить ребенка читать еще задолго до школы. Да, ребенок может играть буквами, он может складывать слова, но необходимо понимать, что это далеко не чтение. Читательские умения сложнее, читатель должен уметь воображать, представлять, а значит, и запоминать, а главное - понимать прочитанное.

В 2009 году вышел Федеральный Государственный Стандарт начального образования, о технике чтения сказано, что скорость чтения соотносится со скоростью понимания. Учителя всегда проверяли технику чтения, но сегодня - это скорее диагностический инструментарий личностного развития, а не критерий оценивания ученика. Уже убедились в том, ребенок, прочитав 120 слов в минуту, ответить на вопросы по тексту не может. Вот она проблема - проблема понимания, отнюдь не скорости чтения. И отсюда появилось в методике понятие стратегии чтения.

Поэтому даже в ФГОСе начального образования заявлены виды чтения -поисковое, ознакомительное, изучающие, выборочное. К слову сказать, это же найдем в программах скорочтения. То есть, я, как педагог, должна научить ребенка не только навыку складывать слоги в слова и предложения, а показать и научить использовать различные стратегии чтения при работе с текстом: с какой целью я беру эту книгу, что хочу в ней найти?

Так Даниель Пеннак в книге «Как роман» вообще утверждает, что ребенок имеет право, если ему неинтересно, не дочитывать до конца. А американец Мортимер Адлер в своей работе «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» пишет: надо учить слушать музыку, надо учить читать художественный текст, надо учить читать текст научный. И это сказано в сороковых годах прошлого века!

Механический навык с точки зрения методики владения складыванием слогов - да. А смысловое, контекстовое, подтекстовое? А если у меня художественное произведение великого русского писателя или современный интертекстуальный вариант, когда я «летаю» от одного текста к другому, проводя параллели и создавая ассоциации? Это же то культурное поле человека, рождающее новые мечты и идеи. А если я этого не имею, то мне книга ни о чем не расскажет. Поэтому и сама-то проблема чтения не в навыке и количестве слов, а в понимании. Именно этому надо учить ребенка — по-ни-мать.

- То есть малышам умение быстро прочитывать книги ни к чему?

— Возвращаясь к вопросу, нет необходимости обучения детей до школы скорочтению, и в начальной школе не стоит этого делать ради скорости чтения. У детей в начальных классах скорость понимания текста соответствует 50-60 словам в минуту. И если уж на что и надо обратить внимание учителей и родителей из методики скорочтения, то это на развитие воображения, поля чтения, смысловой догадки, что и предлагает современная методика. А вот студенчество, старшие классы — конечно, там большой поток информации. И нет отдельного учителя чтения, который поможет освоить приемы работы с текстами различных стилей.

Как-то получается, что преподаватели считают, что студенты умеют это делать. Но увы… У скорости чтения есть психофизиологическая основа. Нужно развивать оперативную память, произвольное внимание, ассоциативное и метафорическое мышление, продуктивное воображение, всё это будет влиять на понимание всего прочитанного.

- Если говорить полушутя, скорочтением быстро и самостоятельно овладевают студенты в период сессий при подготовке к экзаменам. Все мы знаем метод чтения «по диагонали», но полученные таким образом знания держаться в голове буквально до того момента, как экзаменатор подпишет зачетку… А если серьезно, действительно ли «работают» те способы, которые предлагают инструкторы по скорочтению?

- Если навык чтения — это звуки, буквы и фонемы, то скорочтение — это психология, память. Например: тебе показали пятнадцать предметов — сколько ты запомнил? Это умение смотреть прямо в центр страницы, а при этом читать текст без движений глаз. Нужно фиксировать себя и читать только глазами без внутреннего проговаривания. Ведь ребенок, который только начинает учиться, читает вслух. А потом мы все до старости, держа перед собой книгу, невольно мысленно проговариваем текст, наш артикуляционный аппарат работает. А скорочтению это мешает.

Есть такое упражнение, когда берешь карандаш в зубы и читаешь глазами или читаешь под стук карандаша. Это не все, конечно, но из подобных составляющих и складывается умение быстро читать. Не обходится и без приемов нейролингвистического программирования.

- Возможно, стоит предостеречь читателей: не все виды услуг подлежат обязательной сертификации, в том числе курсы по скорочтению. Поэтому доверять или не доверять инструктору - личное дело каждого. Но все-таки, на что стоит обратить внимание? Например, преподавать на курсах должен специалист…

- …Педагог-психолог. Это по моему мнению. Если говорить о профессиональной подготовке, то САФУ, например, специалистов по скорочтению не выпускает. Человек, предлагающий свои услуги в качестве инструктора, сам должен пройти подготовку. Обычно в рекламе упор делается на последующую успешность в профессиональной сфере того, кто платит за это деньги. Встречаются разные методики, и всегда поражают стоимость и обещания.

Буквально последнее, что попалось на глаза: питерское рекламное предложение - 75 тысяч рублей за три занятия - и вы успешный человек в бизнесе, будете превосходить всех во владении информаций и в умении анализировать. Кстати, в ряде объявлений обещают вернуть деньги, если нет ожидаемого результата.

Наверное, нужно погружаться в методики, чтобы верить в это «чудо», честно говоря. Потому что успех занятий идет все-таки от уровня развития и целеустремленности самого человека. Если взрослый человек сам решается усовершенствовать свой навык чтения, это понятно. Сложнее с детьми, родители которых видят в этих курсах скорочтения возможность преодолеть законы развития ребенка, не учитывая возрастные особенности детской психологии.

Прямая речь

Ксения Михайловна КРАВЧУК, закончила САФУ по специальности «Психология», квалификация -  психолог:

girl_reads.jpg- Есть много разных методик скорочтения, я из любознательности изучала эту тему и затем решила пройти экзамен по авторской методике в школе скорочтения Шамиля Ахмадулина, мне очень понравилась эта методика. Я считаю, она по праву зарекомендовала себя не только в России, но и за рубежом. Сейчас я уже преподаю курс для детей, мне нравится видеть результат своей работы, дети хорошо усваивают материал, а родители отмечают изменения и в скорости чтения, и в понимании прочитанного текста. Ребята становятся более внимательными, повышается концентрация внимания.

Я вижу, что после пройденного курса скорочтения по данной методике, ребёнок начинает не просто быстро читать, он начинает читать осознанно и осмысленно всего за 10 занятий. Поэтому понятно, что операторы курса по договору гарантируют результативность занятий.

Подробнее о школе можно узнать на сайте или по телефону +7 921 242-5523





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей