Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 22.06.2013 03:32:09
Чтобы извлечь выгоду из морского и речного круизного туризма на берегах Беломоро–Балтийского канала и Архангельской области, нужно организовать точки отдыха, заправки и ремонта для маломерных судов, оборудовать причалы, избавить турбизнес от многочисленных бюрократических препон. Обсуждение развития морских-речных туристических маршрутов прошло в рамках прошедшего в Архангельске Международного форума «Северный вектор развития туризма».
По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, ежегодное падение пассажирских перевозок в России составляет 2 млн человек в год. В 2012 году речными артериями страны воспользовались всего 13,5 млн человек. Суда списываются из-за негодности, строить новые инвесторы не хотят – слишком долгая окупаемость, цены на топливо растут, а значит, и на билеты тоже. Про речные турперевозки в Архангельской области и говорить нечего: их олицетворяет в единственном числе древний колесный теплоход «Н. В. Гоголь», совершающий круизные рейсы до Котласа.
«У нас всегда приветствовалось любое развитие туризма и коммерческих перевозок, тема интересная», – заявил по Скайпу участник совещания, заместитель руководителя Беломорско-Онежского государственного бассейнового управления и капитан Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей Константин ТИМОНИН.
Он напомнил, что недавно с подачи президента Владимира ПУТИНА в закон о внутренних морских водах было внесено изменение, разрешающее иностранным прогулочным и спортивным парусным судам плавать и останавливаться во внутренних морских водах России. Если иностранцы решат воспользоваться Беломоро-Балтийским маршрутом с Севера, то предварительно им придется уладить таможенно-пограничные формальности в Архангельске, где находятся соответствующие контрольные инстанции, а уж потом можно будет направиться к северным воротам канала – в порт Беломорск в Республике Карелия. При этом они должны будут нанять российского лоцмана, а то и двух, если намереваются плыть на яхтах круглосуточно. Причем допуск лоцманов к вождению должен соответствовать классу судна.
В 2012 году внутренними речными водами России воспользовались всего 22 иностранные яхты. И все они столкнулись с одними и теми же проблемами: отсутствием мест отдыха на берегу, заправок и ремонтных пунктов.
«В основном турперевозки у нас происходят в центральной части России, – отметил Тимонин. – На Севере есть турмаршрут до Соловков с посещением Петрозаводска и музея-заповедника «Кижи». Кстати, что касается внутреннего туризма, у россиян есть интерес к посещению старинных карельских деревень или оставшихся после Великой Отечественной войны финских укрепрайонов. Поэтому рассматривается маршрут по Беломоро-Балтийскому каналу вдоль берегов Онежского озера. Но туристическая инфраструктура оставляет желать лучшего. При посещении острова Кижи туристы из Петрозаводска жалуются, что негде остановиться, поесть. А главное, не хватает сертифицированных причалов».
По словам специалиста Федерального агентства морского и речного транспорта Галины ДОЛГАНОВОЙ, ситуация с причалами в стране аховая.
«Дошло до того, что туроператоры могут планировать только трехдневное путешествие из Москвы по окружающим ее водоканалам, потому что далее годных пристаней нет, – заявила она. – И мы не можем ничего изменить, потому что все причалы находятся в собственности Росимущества, которое проводит странную политику, сдавая их в аренду на один-два года без обременений».
Долганова привела пример: на острове Кижи в Карелии Росимущество сдало в аренду причал предприятию, которое было зарегистрировано в запертом на замок сарае. И ничего не поделаешь — эта фирма предложила самую большую цену за аренду. Потом взвинтила цену на услуги, в результате небольшие туроператоры работали целый сезон в убыток.
Проводивший совещание заместитель губернатора Архангельской области по региональной политике Сергей КОВАЛЕВ предложил «рекомендовать федеральным властям принять правила по использованию причалов, иначе мы их потеряем».
Частичный выход из ситуации предложил исполнительный директор нижегородской группы компаний «ГАМА» Сергей ИТАЛЬЯНЦЕВ, представивший разработанный компанией проект энергоэкономичного колесного круизного судна «Сура». Оно может приставать к необорудованному берегу и плавать по мелководью, а цена его первой модификации – 75 млн рублей. Кстати, рассмотреть использование этих судов на реках Архангельской области компания «Помор-Тур», как заявил ее финансовый директор Сергей НИКУЛИН, предлагала региональному правительству еще в 2009 году. Как раз в дни проведения форума компания столкнулась с проблемой: арендованный для круизов по Северной Двине колесный теплоход «Н. В. Гоголь» застрял на полпути к Котласу из-за обмеления реки до 1,5 метра.
«В следующем сезоне мы откажемся от речных круизов», – заявила директор «Помор-тура» Татьяна БЕСТУЖЕВА и пожаловалась, что в Архангельске негде принять лайнер по линии компании «Интурист» из-за отсутствия подходящего причала.
«В Калининградской области причалов много, и все они задействованы, правда, это наследство, доставшееся от немцев, – рассказал гендиректор фирмы «Балтма турс» (г. Калининград) Альберт ПРОХОРЧУК. – Но если соблюдать все требования, то окажется, что принимать туристов негде. От меня уже требуют, чтобы я на каждом причале терминалы строил. Такого нигде в мире нет! А как вам требование Роспотребнадзора о наличии на «пограничных» причалах кремационных печей, чтобы сжигать колбасу, изъятую у иностранных туристов по прибытии в Россию»?
Он посетовал на излишний контроль пограничников и таможенников, бумажную волокиту при приеме круизных лайнеров.
«Пришло в Калининград судно с иностранцами, для них был запланирован семичасовой экскурсионный выход в город, так бедным туристам пришлось пять часов в очереди выстоять, чтобы оформить все необходимые документы, – возмущался Прохорчук. – После этого капитан лайнера заявил, что больше к нам не зайдет».
По словам Прохорчука, он просил федеральные ведомства разработать программу очистки дна судоходных рек Калининградской области, ведь за это отвечает государство, в ответ от него потребовали представить экономическое обоснование.
«Но откуда мне знать, сколько туристов воспользуется речными маршрутами? – вопрошал гендиректор «Балтма турс». – Мне что, расклеивать в Европе опросники? Наша область долгое время была закрытой зоной для иностранцев, поэтому туристической статистики нет».
В ответ Галина Долганова заявила, что такова политика федерального центра, но вместе с тем признала забюрократизированность системы согласований и взаимодействия госорганов. «В федеральной программе развития туризма наше агентство вообще не упоминается, а когда пытаемся что-то предпринять в этой сфере, нас одергивают, мол, развитие туризма – это прерогатива регионов», – призналась Галина Константиновна. А на традиционное предложение выйти с туристической проблематикой на самый верх заявила, что субординацию нарушать не принято.