Анна БЕЛЯЕВА | 23.07.2010 02:58:03
Эксперты единодушно заявляют, что внутренний туризм становится все более популярным. У Архангельской области немало планов по развитию «рекреационных ресурсов», но их реализации мешают в первую очередь проблемы с транспортом и размещением туристов. А турпродуктов, раскрученных настолько, чтобы турист забыл о проблемах с гостиницами и думал лишь и великолепии окружающей среды, в регионе пока нет.
Подавляющее большинство туркомпаний региона торгуют чужим товаром – путевками за границу. Между тем потенциально каждый район Архангельской области может предложить туристам альтернативу не только раскаленному городу и пикникам, но и поездкам за рубеж. Презентация возможностей лишь нескольких наших районов – от отдыха в формате «ничегонеделанье» до знакомства с местной культурой и традициями - на выездном совещании по туризму в Каргополе заняла не один час.
Северные территории привлекают гостей не только «жемчужинами» - Кенозерьем, Соловками, Пинежскими пещерами. Фишки и бренды есть у каждого района. Но по разным причинам наплыва туристов в архангельские города, деревни и села пока нет. В частности, из-за проблем с транспортной инфраструктурой. Въезд в Архангельскую область из Карелии, например, можно не только увидеть по указателю, но и почувствовать: асфальт сменяется грунтовкой. Те же проблемы отпугивают туристов и от основных туристических маршрутов. А если нет дорог, то не приходится говорить и о придорожных кафе с более-менее приличным меню и сервисом и автостоянках.
Также главы сетуют на дефицит и дороговизну аренды экскурсионных и микроавтобусов, особенно для детских экскурсий. Вообще же, по мнению специалистов, если областные власти намерены серьезно заниматься развитием туризма, то не менее серьезно должны озаботиться вопросом возрождения малой авиации. Неиспользуемые аэродромы есть в Северодвинске, Вельске, других населенных пунктах.
По словам губернатора области Ильи МИХАЛЬЧУКА, эксплуатировать их мешает то, что многие аэропорты выполняют функции резервных военных аэродромов. Так, прежде чем восстановить хотя бы системы аэронавигации в Вельске, надо получить разрешение военных или забрать аэродром в областную собственность. И, конечно, на поддержание аэродрома и эксплуатацию воздушных судов требуется много денег.
При этом надо отдать должное местным властям, которые поняли, что продавать можно то, что для сельчан – обыденное дело: жизнь и уклад деревенского дома. То есть заниматься агротуризмом. Как отмечают специалисты отрасли, гости едут на Север не потому, что здесь гнус и комары, а пожить в усадьбе, вставать с петухами, колоть с хозяином дрова и показать ребенку, откуда берется молоко. Но пока такими гостевыми домами может славиться разве что Кенозерский национальный парк, а в районах области их немного.
Хороший пример показывает Пинежский район, где создается сеть гостевых домов по туристическому маршруту Карпогоры – Веркола – Сура – Сульца – Нюхча. А в Холмогорском районе сектор гостеприимства развивается за счет ТОСов – гостей привлекают экскурсиями, изделиями ручной работы – вышивкой, лоскутным шитьем, домашним сыром. По мнению специалистов по туризму из Устьянского района, надо активней привлекать к работе с туристами и сотрудников библиотек: кто может грамотней и интересней рассказать о своем селе?
Но, сетуют главы районов, население включается в работу не слишком активно. Люди стесняются своих жилищ, с трудом поддаются на уговоры принять гостей, испечь шаньги. А иногда бабушке сложно объяснить, зачем ей становиться предпринимателем: сельчане по традиции, привечая гостей, бесплатно от чистого сердца потчуют их и дают ночлег. Обратная сторона этой медали – рост несанкционированного рынка туристических услуг. Во многих районах сетуют на то, что жители боятся или не хотят регистрировать гостевой дом и при этом принимают постояльцев за деньги, не имея санкнижки и прочих документов. В Пинежском районе несанкционированно водят на экскурсии в пещеры, а тут уже встает вопрос безопасности.
При желании местные достопримечательности, «тихая охота» и деревенские праздники пользовались бы спросом, как раскрученные «примитивные» лепешки и верблюды бедуинов. Для этого надо активно рассказывать туристам о возможностях территории и понимать, на какую аудиторию направлен тот или иной продукт. Но пока гостям не хватает даже информации о гостиницах и гостевых домах: сведений о программах и концепциях по туризму в Архнете гораздо больше, чем адресов и телефонов. Решить проблему помогли бы связи с туроператорами.
«Мы связываемся с райотделами по туризму и буквально выспрашиваем информацию, - отмечает менеджер по проектам ООО «Интурист-Архангельск» Виктория ПОДОЛЬСКАЯ. – А могли бы предлагать информацию туристам в нашем офисе, рассказывать о гостевых домах и экскурсиях по Архангельской области на международных выставках, как это делают в Карелии и Коми».
Возможно, оживлению рынка поможет и создание в Интернете туристической карты области с самыми интересными маршрутами (идея регионального министерства по делам молодежи, спорту и туризму). Заказать туры по ним можно будет в on-line режиме.
Стоит добавить, что шансы увеличить турпоток есть и за счет мест, которые интересны, но пока недоступны для туристов. Так, Северодвинск, самый молодой город и одновременно самое древнее поселение области, мог бы претендовать на значимое место в туристической отрасли региона, считает зам. мэра Северодвинска по социальным вопросам Константин ТАЛАШОВ. Массу гостей привлекли бы экскурсии, предлагающие посмотреть на строящиеся корабли и одновременно на уникальный храм на территории Севмаша.
«Посещение строящегося атомохода произвело бы не меньшее впечатление, чем святыня», - уверен Талашов. Но мешает особый статус предприятий.
Также возможно создать музей подводной лодки. Но, по словам губернатора, стартовая цена этого проекта - 500 млн рублей. Такую цифру ему назвали в Минобороны, и на ближайшую перспективу она будет неподъемной для региона.