Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото https://vk.com/golubino_park | 16.08.2024 14:03:53
В этом году культурно-ландшафтный парк «Голубино» отмечает 10‑летие. И хоть отель на этом месте существует дольше, его новая история началась в 2014 году. Мечта о собственном отеле подтолкнула семью Шестаковых – Клепиковских взяться за банкротившийся гостиничный комплекс недалеко от Пинеги. Десять лет упорной работы, инвестиций, продвижения туризма как одного из эффективных инструментов развития сельских территорий дали свои результаты.
Сегодня «Голубино» известно далеко за пределами региона, стало одним из брендов Архангельской области. Своими воспоминаниями о том, как менялась и развивалась территория на протяжении этих лет, а также дальнейшими планами создатели «Голубино» поделились с «Бизнес-классом».
Примечательно, что новая история «Голубино» началась с … пассажирских перевозок и экскурсий по Архангельску.
«Я оказывал транспортные услуги: занимался пассажирскими перевозками по Архангельской области. Был свой парк автобусов, которые по выходным, как правило, простаивали. Мы с супругой Еленой задумались над тем, как задействовать их по субботам и воскресеньям. И в итоге решили заняться организацией экскурсий», – начал рассказ технический директор культурно-ландшафтного парка «Голубино» Иван ШЕСТАКОВ.
Сначала это были экскурсии по Архангельску, где жила семья Шестаковых.
«В то время турпродукты были в большей степени ориентированы на приезжих гостей, а для самих жителей предложений практически не было. И мы разработали экскурсию «Архангельск для архангелогородцев», которая показывала красоту города, повествовала об его истории. Сейчас, конечно, таких экскурсий уже много», – добавила Елена ШЕСТАКОВА.
Ещё одним направлением, куда супруги начали возить туристов, стало стойбище оленеводов в Пинежском районе: это самая южная точка, куда пригоняют стада оленей на выпас.
«С детства мы дружили с оленеводами-кочевниками, которые в зимний период приходили в пинежские леса, чтобы прокормить свои стада. А летом возвращались на полуостров Канин Нос в Ненецкий автономный округ. Мы договорились с оленеводами о том, что будем возить к ним туристов. Это было очень интересно! Также показывали гостям пинежские пещеры, устраивали водные прогулки и сплавы. Увлеклись и захотели развивать это направление», – отметила Елена.
Непростой старт
И неожиданно на Шестаковых вышел владелец туристического комплекса «Голубино» с предложением стать управляющими. В тот момент его бизнес находился на стадии банкротства. Недолгий семейный совет, горячее обсуждение – и в итоге решение выкупить комплекс. Инвесторами выступили Олег и Анна КЛЕПИКОВСКИЕ – семья старшего брата Елены. Покупке недвижимости в Москве они предпочли вложение средств в стройку в Арктике. 9 октября 2014 года было зарегистрировано ООО «Голубино»: с этого и началась новая история.
«Так совпало, что мы с Леной на протяжении нескольких лет, приезжая в Голубино, мечтали о том, как можно здесь улучшить инфраструктуру. И, конечно, предложение заняться отелем нас вдохновило, хотя были свои нюансы, – включилась в разговор инвестор культурно-ландшафтного парка «Голубино» Анна Клепиковская. – Будучи юристом, я начала изучать ситуацию с землёй. Выяснилось, что участки и здания заложены в разные банки, некоторые были в клиринговой палате. Процесс выкупа стал сложным и достаточно долгим – на это потребовалось около года. Мы с мужем работали в хороших компаниях, брали кредиты, вкладывали свои зарплаты и постепенно одно за другим выкупали здания и объекты в Голубино».
Но эти трудности оказались не единственными: на тот момент накопились большие долги по зарплате сотрудникам, сформировалась задолженность перед поставщиками, партнёрами.
«Решение этих проблем также легло на наши плечи. При этом репутация у «Голубино» была подорвана: с нами опасались взаимодействовать поставщики. На изменение ситуации потребовались годы, – добавила Анна. – Когда мы мечтали о своей гостинице, представляли несколько иное: что будем заниматься её развитием и принимать гостей. К этому мы пришли уже значительно позже. Первое время занимались восстановлением инфраструктуры комплекса, строительством главного корпуса – прежнее здание сгорело двумя годами ранее. Были проблемы с отоплением, водоснабжением, связью, дорогой и многим другим… «Очнулись» мы году так в 2017‑м».
Новый взгляд на туризм
Затем новая команда занялась переосмыслением концепции проекта, провела ребрендинг.
«История продвижения началась с участия в форумах и других подобных мероприятиях в качестве социальных предпринимателей. Мы показали, что для нас «Голубино» не просто гостиничный комплекс, а проект, который идёт на пользу территории. На тот момент это было нестандартно с точки зрения ведения бизнеса. Но эта концепция нашла свой отклик, нас начали приглашать на разные мероприятия, я даже попала на встречу с Президентом РФ. А в 2020‑м мы оказались на обложке Forbes. И всё потому, что по-другому относимся к туризму», – уточнила Анна Клепиковская.
Концепция развития парка трансформировалась: от туризма – к социальному предпринимательству и меценатству.
«За 10 лет вложено больше 200 млн рублей, и это не считая ремонтов и различных улучшений. С каждой большой стройкой нам кажется, что уже хватит. Но после завершения понимаем, что надо сделать ещё. И тут мы почувствовали себя полноценными инвесторами. Главное для нас – развитие территории, сохранение природного богатства, популяризация места не только среди туристов, но и у местных жителей. Те же старшеклассники пинежской школы, поработав у нас экскурсоводами летом и послушав мнение приезжих, начинают говорить: как у нас красиво на Пинежье, какие у нас каньоны, тайга, северные деревни. Они начинает совершенно по-другому смотреть на малую родину, гордиться ею. Это такой незапланированный эффект от нашей работы, но один из самых важных», – уверена Анна.
Ареал взаимодействия
Создатели «Голубино» выделили более 20 целевых аудиторий, с которыми взаимодействует парк: и это не только туристы и местные жители, но и некоммерческие организации, власти, музеи, детские лагеря.
«Мы хотим, чтобы Пинежье было местом, у которого есть будущее. Поэтому сотрудничаем с муниципальными властями, образовательными учреждениями и различными организациями, а также активно поддерживаем местное население, создавая новые возможности для территории. С первых дней старались максимально трудоустраивать местных жителей. Сейчас почти все работники парка – коренные пинежане или уроженцы соседних районов, переехавшие сюда, – уточнила Елена Шестакова. – Наша команда несёт ответственность за взаимоотношения с сотрудниками Пинежского заповедника. Нам дорого это многолетнее сотрудничество, и мы следим за поведением гостей на маршрутах».
За 10 лет у «Голубино» появилось много творческих партнёров. Среди них – пинежский скульптор Алёна ВАЛЬКОВА, автор «Пинежских рябчиков», установленных на въезде в посёлок Пинега, а также ряда арт-объектов на территории «Голубино».
«Порой удивляет, как у такого достаточно небольшого проекта, как наш, сформировался большой ареал взаимодействия – круг тех, на кого влияет наша работа. При этом стоит отметить, что Архангельскую область до сих пор не очень знают, – отметила Анна Клепиковская. – Да, после пандемии поток туристов растёт, но наш регион до сих пор не настолько на слуху у путешественников, как, например, Мурманская область или Карелия. При этом есть что рассказать и показать. Поэтому важно это активнее продвигать. Мне очень запомнилась услышанная недавно фраза: если ты не рассказываешь про себя, это место займёт кто‑то другой. Если ты не расскажешь про культуру Севера, то этой культуры как будто не будет. Её заменит какая‑то другая культура».
Новые горизонты
Создатели «Голубино» строят дальнейшие планы по развитию культурно-ландшафтного парка. Один из таких проектов – создание пешеходного маршрута от Голубино до Пинеги. В 2019 году в «Голубино» приезжали участники команды Большой Байкальской тропы, чтобы поделиться опытом планирования и строительства экотроп. Сейчас прокладывается 5‑километровая трасса до деревни Малетино для катания на лыжах.
Самый романтичный проект связан с задействованием для туризма острова Голубин, в честь которого посёлок и получил своё название. Остров песчаной косой разрезает реку Пинегу прямо напротив территории парка.
«Мы давно планируем превратить остров в место отдыха с отельным уровнем комфорта. Всё будет очень романтично: прекрасный пляж, чистейшая вода, прозрачный воздух и лес до горизонта – лучшее место, чтобы встречать и провожать солнце. Сейчас уже закуплены дома для глэмпинга, их установка начнётся сразу после решения земельных вопросов. От основной территории «Голубино» на остров можно будет добраться буквально за несколько минут на специальном водном такси», – поясняет Анна.
Проект «Воздушные тропы» даст возможность насладиться видами каньона Тараканий Лог: планируется построить систему из подвесных мостов и смотровых площадок, с которых гости парка смогут любоваться скалами каньона. Это будет первое сооружение такого формата не только в Пинежском районе, но и вообще в Архангельской области. Создание площадки позволит показать гостям парка красоту этих мест и одновременно снизить антропогенное воздействие на редкие и эндемичные растения заповедника. К тому же сам каньон является природным памятником, что накладывает свои ограничения. Старт строительства смотровой площадки намечен уже на этот год, проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Также есть планы по восстановлению солеварни в Кулое.
«Мы открыли солеварню в Карелии. Было непросто, потребовалось около пяти лет, чтобы полноценно запустить выпуск соли. Мечтаем продолжить историю солеварения в Кулое. Когда‑то это место благодаря соляному промыслу было экономически выгодным поселением. На въезде в Кулой есть скважина, из которой бьёт солёная вода, пополняющая резервуар соляного озера, – добавила Анна Клепиковская. – Силами работников «Голубино» там создана деревянная площадка, установлены скамейки, размещены информационные стенды. И это ещё одно важное направление нашей работы – бережно хранить историю края и передавать её следующим поколениям».