Беседовал Виктор ОРЕФЬЕВ | 10.11.2017 21:58:36
В Архангельске заканчивается летняя навигация. Судовладельцы и порты подводят итоги. Результаты работы оценивают и в Архангельском речном порту. Навигация 2017 года выдалась для предприятия трудной. Череда осенних событий, связанных с арестом акционера Архречпорта и результатами внеплановой налоговой проверки, стала серьезным испытанием на прочность. Как удалось завершить навигацию? Каковы планы на будущее? Эти и другие вопросы «Бизнес-класс» адресовал генеральному директору Архангельского речного порта Андрею РАЗГОВОРОВУ.
– Андрей Владимирович, Архангельский речной порт традиционно обеспечивает северный завоз в нашем регионе. Крайне важная работа, особенно для отдаленных территорий. Все ли обязательства по контрактам выполнены?
– В этом году Архангельский речной порт взял на себя огромный блок задач по исполнению контрактов, связанных с обеспечением котельных углем для отопительного сезона не только в нашем регионе, но и в Ненецком автономном округе. С уверенностью могу сказать, что все обязательства перед энергетиками выполнены. К началу ноября Архречпорт без задержек отгрузил более 230 тысяч тонн угля в районы Архангельской области и НАО, в том числе для округа – 14 тысяч тонн угля и 5 тысяч кубометров дров.
В этом году через центральный грузовой район Жаровиха шел значительно больший объем военных грузов. В круглосуточном режиме мы обеспечивали их отправку в самые северные воинские части. Десятки единиц техники и около 2 тысяч тонн генеральных грузов по линии Министерства обороны РФ с причалов Жаровихи были отправлены в портопункты Белого, Баренцева и Карского морей. Отличительной чертой навигации текущего года стала напряженная работа в лесной отрасли: силами порта транспортировано более 70 тысяч кубов лесопродукции. Таких объемов по лесу не было много лет. В этом году увереннее шла деятельность на базе Второго грузового района, который обустроен на причалах 2-го лесозавода. В течение навигации Архречпорт обеспечивал погрузку крупнотоннажных судов, которые работают в Арктике, по заказу крупных федеральных компаний.
– Несколько лет назад Архречпорт открыл экспортно-импортный участок, что позволило отправлять грузы с ЦГР Жаровиха в Европу. Действует ли данное направление сегодня?
– В Жаровихе работает экспортный участок. Это направление остается востребованным у наших клиентов. Каждый месяц на Европу отгружается по судну с грузом черных металлов.
– Архангельский речной порт ведет работу и на Соловках – там обустроен портовый участок. Правда, многкратно обсуждалась тема законности ведения работ на архипелаге. Как можете прокомментировать это?
– Я не понимаю, о какой беззаконной деятельности на Соловках может идти речь. Если редакция региональной вкладки одного федерального издания опубликовала статью, не потрудившись проверить факты или получить соответствующие комментарии, и ввела читателей в заблуждение, то пусть это остается на их «профессиональной» совести. Архангельский речной порт ведет погрузо-разгрузочные работы на Соловках легально и на законных основаниях. С 2015 года по концессионному соглашению с Правительством Архангельской области мы получили право за свой счет обустроить портовую зону, которая в последующем переходит в областную собственность. В обустройство портового участка на Соловках вложено порядка 50 млн рублей. Мы осуществляем погрузо-разгрузочные работы на Большом Соловецком острове, за что Архречпорт в бюджет Архангельской области ежегодно вносит 1 млн рублей.
Стоит учитывать, что сегодня никто не может вот так просто прийти на берег и начать что-то выгружать, да еще в таких объемах и на протяжении нескольких лет. Есть жесткие законы, которые регламентируют весь порядок действий. Для того чтобы начать принимать грузы на Соловках, Архречпорт получил множество разрешающих документов по земле– и водопользованию. И все грузы, а это в основном строительные материалы и техника, принимаются для объектов, которые возводятся по федеральным и региональным программам. Свою часть работ и обязательств мы добросовестно выполняли на протяжении трех лет. В этом году на Соловках Архречпорт сработал в убыток, но не по своей вине: темпы на строительных объектах снижены, часть из них законсервированы. Сократился и грузопоток. Но мы заинтересованы в работе на Соловках и в районах Крайнего Севера, потому что транспортная отрасль – очень зависимая, она стремится развиваться в тех направлениях, куда идут грузопотоки. Мы очень надеемся, что строительство на Соловках возобновится и порт будет востребован. И это вполне естественно, так же как и заинтересованность в развитии строительства в других районах Севера, – это дает работу предприятию.
– Когда велась реконструкция федеральной трассы М8, строились мосты и развязки, Архангельский речной порт был основным поставщиком песка. Тогда «БК» писал о значительном увеличении объемов его добычи. Сегодня это направление провалено?
– Я бы так не сказал. Безусловно, при расширении федеральной трассы добыча песка была увеличена в разы. В 2014-2015 годы порт добывал до 3 млн тонн. Архречпорт даже новый земснаряд построил. Но и сегодня речной песок используется при строительстве. В наш регион зашли крупные федеральные торговые сети. Застраиваются тысячи квадратных метров территории, и эти стройки ведутся на песке, который добывает Архречпорт. Предприятие поставляло его под строительство торгово-развлекательных центров и центров оптово-розничной торговли. Все лето на реке работали два земснаряда, добыто свыше 1,5 млн тонн. Но и сегодня песок мы продолжаем добывать.
– В октябре в ряде СМИ прозвучала информация о том, что Архангельский речной порт получил разрешение на строительство речного вокзала на набережной Северной Двины. Эта тема обсуждается давно. И, насколько известно «БК», с получением разрешения были определенные трудности. Как обстоят дела сейчас?
– Полученное разрешение на строительство речного вокзала стало одним из главных позитивных событий для Архангельского речного порта в этом году. На протяжении четырех лет мы доказывали его необходимость, обосновывали и убеждали. У проекта много сторонников, его поддерживают и органы власти, и горожане. Но меняющееся законодательство вносило свои коррективы. Участок, выделенный под речной вокзал, оказался в зоне защиты объекта культурного наследия «Бани Макарова», а это значит, что здесь предусмотрен особый режим использования земель.
Сегодня разрешение есть, но есть и ограничения, связанные с сохранением культурного слоя, который был обнаружен на данном участке этим летом. Сейчас мы тесно сотрудничаем с археологами. Определен подрядчик, который будет возводить здание, и он уже приступил к строительным работам. Надеемся, что в 2019 году у пассажиров и сотрудников речного порта, которые работают на пассажирских речных линиях, наконец-то появятся комфортные условия для размещения и работы. Конечно, завершение строительства вокзала положительно скажется и на общем благоустройстве данного участка набережной. Эскиз вокзала выполнен архитектором Михаилом Мамошиным согласно общей концепции и стилистики возведенных там объектов – бизнес-центра «Дельта», ЖК «Омега-Хаус». Строить вокзал Архречпорт будет за счет собственных средств. А пока идут эти работы, мы продолжаем обновлять пассажирский флот. В летнюю навигацию на речные линии вышел теплоход «Сапфир-I» типа «Москва». Сегодня купить теплоходы с конвейера на заводе невозможно, потому что их перестали выпускать. Но для обновления флота мы отбираем хорошо сохранившиеся суда с наименьшей степенью износа. Проводим их реновацию, получаем необходимые документы и тем самым производим замену морально и технически устаревших теплоходов на значительно более новые. Планируем сформировать пассажирский флот в ближайшие 2-3 года только из теплоходов типа «Москва» и убрать с линий устаревшие суда, получившие в народе прозвище «мошки», которые еще работают в Маймаксанском округе.
– Архангельский речной порт, по всей видимости, старается сохранить стабильность. Однако не могу не спросить: сказались ли на вашей работе громкие события осени, связанные, в частности, с налоговыми проверками, о которых сообщалось в прессе?
– Что касается налоговых проверок – это обычная практика и процедура. Налоговые органы проверяют все предприятия. По итогам этих проверок компаниям могут доначислить налоги: кому-то больше, кому-то меньше. Не мне объяснять эту процедуру аудитории вашей газеты. Кто работает в бизнес-структурах, все это прекрасно представляет и проходил.
Действительно, в Архангельском речном порту состоялась внеплановая налоговая проверка. За период 2014-2015 годов было доначислено около 108 млн рублей. С решением налоговой инспекции Архречпорт не согласился и обжаловал его в суде. Это тоже обычная практика. Решение налоговой инспекции о доначислении недоимок в сумме около 40 млн рублей Арбитражный суд Архангельской области признал недействительным. Впереди обжалование во второй инстанции. Но, несмотря на это, мы уже начали погашать доначисленные суммы. В Архангельском речном порту сотни рабочих мест, и мы заинтересованы в их сохранении и стабильной работе предприятия.
– В сентябре был арестован акционер Архангельского речного порта Константин Кузнецов. Можете это прокомментировать?
– Естественно, мы обеспокоены ситуацией, связанной с арестом Константина Александровича. Сейчас идет следствие, работают адвокаты. В ноябре должно пройти судебное заседание, на котором, возможно, будет определена дальнейшая мера пресечения. Комментировать данную ситуацию для меня затруднительно, потому что вопросов больше, чем ответов. Я считаю, у Константина Кузнецова не было необходимости совершать противоправные действия, в которых его обвиняют, поскольку Архречпорт легально работает на Соловках.
За несколько лет Архречпорт не только сохранил свой профиль, но и стал развиваться – это заслуга и Константина Кузнецова. Еще 5 лет назад предприятие находилось в предбанкротном состоянии с многомиллионными долгами, которые были выплачены. В порт пришли заказчики, которые поверили руководству предприятия. А сил и средств вложено немало для того, чтобы возродить Архречпорт, наладить нормальную деятельность, вернуть доверие, привлечь контрагентов.
.
Сегодня общий грузооборот речпорта – более 5 млн тонн в год. Мы участвуем в крупнейших проектах на Севере. Порт развил портовый участок на Жаровихе, открыл грузовые районы на бывшем 2-м лесозаводе и Соловках, увеличил объемы добычи песка, качественно изменил пассажирское обслуживание, доказал необходимость пассажирского вокзала в Архангельске и намерен его построить. Предприятие сохранено, обеспечивает рабочие места – их количество за последние годы увеличено более чем в полтора раза. Архречпорт играет далеко не последнюю роль в транспортной отрасли региона. И это в том числе заслуга и Константина Кузнецова. Даже после ареста в Архангельский речной порт продолжают приходить благодарственные письма в его адрес. Это субъективно мое мнение, и, конечно, хотелось бы объективного расследования в данной ситуации.