ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 3 марта, 2025 19:31

Дорога над обрывом: в Холмогорском округе с опасением ждут ледоход


Александр УГОЛЬНИКОВ. Фото автора | 03.03.2025 11:35:24
Дорога над обрывом: в Холмогорском округе с опасением ждут ледоход

С опасением ждут весенний ледоход жители и домовладельцы нескольких деревень Быстрокурья. Из года в год река Быстрокурка меняет русло и уже приблизилась к региональной дороге. Школьный и рейсовые автобусы на Усть-Пинегу из Архангельска, Северодвинска и Холмогор вынуждены двигаться по аварийному участку возле обрыва. Ещё пять лет назад назрел вопрос о переносе дороги, но воз и ныне там. Между тем в пойме реки приступили к разработке песчаного карьера для нужд дорожников, что может серьёзно усугубить ситуацию.


На аварийном участке дороги – на седьмом километре – весной 2020 года после ледохода и паводка были установлены дорожные знаки ограничения скорости, сужения дороги и даже знак 1.19 «Опасная обочина», так как от края асфальта до обрыва уже в то время оставалось всего лишь около 80 сантиметров.

С 10 февраля этого года большегрузные самосвалы начали вывозить с берега реки песок через деревни Горка (Быстрокурская), Труфаново, Погост, Горка (Матигорская) и Кушево по региональной автодороге Верхние Матигоры – Берёзы и дальше по подъезду к Холмогорам от федеральной трассы М8 через окружной центр. В том числе по потенциально опасному участку.

«У нас много затопляемых территорий. На той же дороге, к примеру, есть мост через ручей Копь, где в паводок смывается дамба, насыпь, – поясняет главный специалист филиала райотдела № 18 дорожного агентства «Архангельскавтодор» Вера ЖЕРНАКОВА. – Но зимний период – время заготовки материалов. Мы используем для этого все возможности. Когда есть ледовые переправы, можно сделать проминку в карьеры, идёт заготовка песчано-гравийной смеси, песка. Именно это сейчас и происходит на дороге Верхние Матигоры – Берёзы. Наш подрядчик «Севдорстройсервис» выполняет работы по заготовке песка для зимнего и летнего содержания дорог. Мы в курсе, что они возят. Нашей задачей было удостовериться, что добыча песка лицензирована, есть ли у предприятия допуск в карьер, другие разрешительные документы. «Севдорстройсервис» сдал в аренду свою технику компании «Рубеж», а те, имея лицензию на карьер, предоставляют им услугу по заготовке и вывозу материалов».

bistrokurka_winter.jpg

Копии этих документов есть в распоряжении редакции. Лицензия на пользование недрами с датой государственной регистрации 10 июня 2024 года выдана Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ООО «Архангельскинерт». Вид пользования – разведка и добыча полезных ископаемых.

В приложении к лицензии отмечено, что поисково-оценочные работы на участке недр Холмогоры‑1 проводились ООО «Покровское» в 2022 году. В результате выявлено месторождение песка «Холмогорское». Балансовые запасы месторождения утверждены в качестве сырья для дорожного строительства в соответствии с требованиями СП 34.13330.2021 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» по категории С1 в количестве 1 миллиона 288 тысяч кубометров. Участок недр расположен в 8,5 километрах к юго-востоку от села Холмогоры, в пойме реки, в 0,2 километра к северу от деревни Труфаново.

По документам всё вроде бы в порядке. Но вряд ли при поисково-оценочных работах учтено, что в ходе разработки карьера в этом месте может измениться направление течения реки Быстрокурки.

Разработка карьера усугубит положение

Быстрокурка оправдывает своё название, быстро размывая острова и образуя новые. Там, где сейчас обрыв подступил к самой дороге, ещё два-три десятилетия назад был пологий берег, на котором скашивали траву и заготавливали сено, привязывали для выгула домашний скот. От проезжей части до воды было не меньше 20 метров.

«Стихия может всё испортить, – переживает житель деревни Труфаново Алексей ЛУКИН. – В прошлом году в дни прохождения ледохода ничто не предвещало негативных событий. Легли спать, а утром вышли из домов и увидели горы льда в несколько раз выше человеческого роста. Дорога от Труфаново до Погоста была полностью завалена льдом. Река здесь всегда «пихает» очень много льда. И «бьёт» точно в тот угол, где стоит знак «Обрыв». Сейчас здесь протянется ручеёк при добыче песка. И куда после этого вода пойдёт, что тут будет – мы не понимаем».

ledohod_bistrokurka1.jpg

И снова возникает вопрос о переносе дороги.

«Я прекрасно знаю этот участок, – успокаивает представитель «Архангельскавтодора». – Во время паводка шесть лет назад произошло обрушение береговой линии. Но каких‑либо кардинальных решений тогда принято не было, хотя я направляла служебную записку. Вопрос остаётся открытым в связи с тем, что для переноса дороги необходим перевод федеральных земель в нашу, региональную собственность. Такая процедура предусмотрена при реконструкции или крупном ремонте, но не тогда, когда речь идёт просто о содержании дороги. Вместе с тем, в прошлом году наблюдалась стабилизация откоса. Он обрастает, становится более пологим. Насколько мне известно, карьер находится далеко от места размыва. И объём песка, который планируется добыть и вывезти, незначительный: всего три тысячи «кубов». Меня сейчас больше беспокоит другой участок – перед Курьей, где происходит завихрение воды, образуется яма, водоворот. Вот там идёт обрушение берега».

Для домов – «маленькое землетрясение»

Завихрений, водоворотов не меньше и в начале реки Быстрокурки. Что она преподнесёт весной – точных прогнозов нет и не будет. В последнее десятилетие лёд не идёт главным руслом Северной Двины и Ровдогоркой, а напирает именно в рукав Быстрокурки. Можно успокаивать себя тем, что осенью 2024 года река встала без заторов, что запас снега невелик, а значит, большого наводнения и заторов не будет, но…

Для перевозки песка рационально было бы сделать объезд. Направить движение тяжёлых самосвалов, минуя деревни Горка (Быстрокурская), Труфаново и Погост. За ними идут сенокосы, земли сельскохозяйственного назначения Агрофирмы «Холмогорская», которые не используются уже около 20 лет! При этом у предприятия раньше была дорога от механических мастерских по мелиорированным лугам, используемая в основном в период заготовки кормов и уборки урожая.

Наивно полагать, что перевозка песка ограничится тремя тысячами кубометров, коль лицензия позволяет добыть более миллиона «кубов». Кстати, получение временного разрешения для проезда транспорта могло бы стать предпосылкой для решения вопроса о смене собственника земель для переноса дороги.

bistrokurka_summer.jpg

«Движение тяжёлого транспорта пагубно сказывается на состоянии ближайших к дороге домов. Деревни построены на грунтах со слоями торфа и плывунов. В Труфаново больше десяти таких домовладений, – рассказывает Алексей Лукин, озабоченный ещё и тем, что его дом стоит поблизости от склона к реке, и ему с сыном и женой уже приходилось укреплять берег. – Когда вот эти фуры, гружённые песком проходят, для домов происходит маленькое землетрясение: печки трескаются, в углах лопаются обои, посуда дребезжит и падает… Всё дрожит и ходит ходуном».

При мыслях о вероятности продолжения подмывания берега в памяти всплывает печальный вид оставшейся части церкви Сергия Радонежского на крутом склоне в селе Курья. Остатки некогда величественного строения хорошо видны с автодороги Новодвинск – Холмогоры. Кстати, часть стен храма в последние годы вновь начала сползать по склону. На берегах образуются оползни ещё и в зависимости от уровня грунтовых вод.

Стратегическое значение

Чтобы осознать значение дороги Верхние Матигоры – Берёзы, достаточно вспомнить, как в августе 2022 года на несколько дней был закрыт проезд по Краснофлотскому мосту. При ограничении веса транспорта для движения по железнодорожному мосту перевозчики были вынуждены везти молоко и другие скоропортящиеся продукты, переправляясь на правый берег паромной переправой на Усть-Пинегу.

В наше непростое время надо мыслить по-государственному. За несколько лет можно было определиться с переносом дороги. Можно пренебрежительно относиться к жителям и домовладельцам-дачникам. Но в случае обрушения берега без сообщения останутся не только деревни Труфаново, Горка, Шепицы, Собино и Берёзы. Всё правобережье Холмогорского округа, а также Пинежья, Лешуконья и Мезени лишится возможности сократить путь. Выход на трассу М8 останется лишь через Архангельск.

Жаль, что этого не осознают чиновники! А ведь в советское время, в 60‑е годы военными была прорублена трасса для строительства дороги на Усть-Пинегу через лес от Марилово. Задуманное не довели до конца, но в зимнее время дорога использовалась. Даже рейсовый автобус из Холмогор ходил в Быстрокурью кругом в объезд, так как техника того времени была не способна быстро справиться со снежными заносами на дороге между Матигорами и Погостом.

«Не вижу оснований сейчас делать объезд, – поясняет Вера Жернакова. – У нас много дорог, которые проходят транзитом через населённые пункты. Возьмём Белогорский: там вообще стеснённые условия и очень большой поток машин, в том числе лесовозов, грузовиков, которые выполняют ремонтные работы. И почему, к примеру, мы обойдём Горку Быстрокурскую, а Горка Матигорская должна пропускать эти самосвалы?»

Вера Михайловна прекрасно знает: посёлок Белогорский стоит на каменном берегу реки Пинеги…

Обращаясь к руководству и депутатам Холмогорского округа, прошу создать комиссию, которая компетентно разобралась бы в поставленных вопросах: о сомнительном выборе места под карьер для добычи песка, о необходимости временного переноса дороги и о запуске процедуры решения вопроса передачи региону федеральных земель для постоянного переноса дороги.





Возврат к списку

Для вас

Навигатор будущих событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей