Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото Алексея Липницкого | 05.08.2019 21:54:04
Некоторые местные ретейлеры свернули бизнес в Архангельске, а федеральные сети укрепили позиции. «БК» выяснил, что при новых условиях и тенденциях, когда растет популярность маленьких магазинов в отличие от супермаркетов, происходит на региональном рынке розничной торговли.
Родные vs федеральные
По мнению экспертов, доля топ-10 FMCG сетей (товары повседневного спроса) к 2020 году составит около 40% российского рынка. За это время многие региональные игроки постепенно исчезнут или объединятся, чтобы выжить. В Архангельске прогнозы подтверждаются закрытием местных продуктовых сетевых магазинов «Дисма», «Пять шагов» и «Сигма», входящих в группу «Панорама ретейл». Из упомянутой «когорты» остался «Союз». В регионе под этим брендом работают 14 магазинов — девять в Архангельске, три в Северодвинске и по одному в Новодвинске и Плесецке. На прежних позициях остаются «Гарант», «Петровский», «Альбатрос». Розничная сеть «Петровский» включает 50 магазинов, представленных в разных форматах: у дома, эконом, супермаркеты и круглосуточный гипермаркет в собственном торговом центре «Петромост». У крупного ретейлера «Гарант XXI» 53 магазина в области, в том числе 21 в Архангельске, и, по словам руководства, «если будут достойные места, откроются новые точки — время покажет». Также четыре гастронома «Альбатрос» предлагают в городе рыбную продукцию.
И все же надо признать, что на региональном рынке продовольственного ретейла превалируют федеральные сети. Например, в области работает 81 универсам федеральной «Пятёрочки» (Х5 Retail Group), в том числе 36 магазинов в Архангельске. В новых условиях ретейлер нацелен на сотрудничество с местными предпринимателями и на завоевание интереса покупателей. «Важно развивать новые клиентские сервисы в шаговой доступности, - поясняет тактику директор макрорегиона «Северо-Запад» торговой сети «Пятёрочка» Тимур ПАРШИКОВ. - Сейчас в магазинах X5 Северо-Западного федерального округа действуют 245 постоматов для получения онлайн-покупок без необходимости обращения в почтовые отделения. Кроме того, мы адаптируем ассортимент каждого магазина под запросы покупателей, расширяем присутствие местных производителей. В 2018 году нашими новыми поставщиками стали 9 производителей из Архангельской области, а доля локального ассортимента увеличилась на 10%. Используя такие подходы и технологии, мы трансформируем отрасль, формируем новые запросы и ожидания покупателей».
Основной конкурент на архангельском рынке, как считает руководство сети, – это они сами. Тимур Паршиков полагает, что у лидера всегда есть риск остановиться на достигнутом. «Есть масса неудачных примеров, когда компания надеялась сохранить лидерство за счет повторения работавших в прошлом приемов. Это конкуренция с собой прежним, которую лидер должен постоянно выдерживать. Если не будем останавливаться на достигнутом, добьемся успеха, формируя новые тренды и ведя рынок и покупателя за собой», - убежден директор макрорегиона «Северо-Запад» торговой сети «Пятёрочка».
С опытом региональной экспансии
На местном рынке успешно развивается вологодская сеть «Макси». Сейчас в Поморье работают шесть ее магазинов: четыре гипермаркета в Архангельске, один гипермаркет и один супермаркет в Северодвинске. В ближайшие два года планируется открыть еще до 10 торговых объектов. На трех площадках в Архангельске работы идут уже сейчас: пр. Ломоносова, 286 и 88, ул. Попова, 45. Руководство видит большой потенциал в регионе. «Здесь есть возможности для роста сети. Например, в Архангельске мы пока не представлены в центральной части города и на таких крупных магистралях, как Воскресенская, Троицкий проспект. Это локации с хорошим жилым окружением, с активным автомобильным трафиком – магазины там будут востребованы», - поясняет коммерческий директор направления коммерческой недвижимости компании «Макси» Валерий ЗАЖИГИН.
В современных условиях компания настроена на развитие мультиформатности и гибкости в поиске площадок для новых магазинов. В 2016-2018 годах в Архангельске и Северодвинске сеть открыла пять гипермаркетов площадью от 3000 до 5000 кв. м. Причем здания построили собственными силами.
«Сейчас найти подходящий пустующий участок в плотно застроенных городах становится все сложнее, привлекательных для ретейла больших площадей все меньше. Для развития мы применяем новые подходы и форматы сотрудничества. Мы не только строим, но и арендуем помещения, покупаем их в собственность. Осваиваем площади, которые ранее не рассматривали для открытия наших магазинов. Если в предыдущие годы искали помещения с торговой площадью не менее 500 кв. м, то сейчас рассматриваем площадки и гораздо меньшего размера. Кроме того, сами технологии, ретейл-оборудование позволяют организовать магазин на небольших площадях», - говорит Валерий Зажигин.
По его словам, сеть ориентирована на тестирование новых форматов торговых точек, поскольку у покупателей прослеживается тенденция посещать чаще маленькие магазины «у дома». «Это еще одна причина, почему в планах у нас открытие в Поморье именно супермаркетов и магазинов небольших форматов (от 200 кв. м) в разных районах города. Мы стремимся быть ближе к покупателям», - раскрывает перспективы коммерческий директор.
У компании высокая доля региональных товаров – это один из ключевых принципов формирования ассортиментной матрицы сети «Макси». Руководство знает о том, что местные продукты пользуются высоким спросом у покупателей, поэтому в магазинах Архангельской области сеть делает ставку на локальных производителей. На прилавках «Макси» - продукция предприятий Архангельска и Северодвинска, Шенкурского молочного завода, МПК «Стрела» из Котласа, МПК «Модуль» из Коряжмы, молоко из Вельска, пиво из Онеги.
При усиливающейся конкуренции сеть «Макси» не пасует ни перед федеральными, ни перед местными игроками. Валерий Зажигин отмечает, что помогает опыт работы в различных форматах, поскольку команда умеет управлять магазинами разной площади – от 150 до 6000 кв. м и обладает опытом региональной экспансии. «Маркетинговые программы и привлекательные товарно-ценовые предложения - наше преимущество. Финансовые ресурсы компании позволяют оперативно рассматривать интересные предложения в сфере ретейла. Мы уже заслужили доверие покупателей и делаем все, чтобы его удержать и повысить. Открываем удобные, комфортные, красивые магазины, применяем новые решения в сфере мерчендайзинга, разрабатываем форматы, позволяющие более плотно синтезировать собственное производство и классический магазин самообслуживания. Повышаем уровень персонализации в мобильном приложении, развиваем СRМ-механики, которые позволяют индивидуально подходить практически к каждому покупателю и подбирать для него актуальный набор товаров, услуг и цен», - объясняет коммерческий директор.
По мнению председателя совета кооператива «Северо-Западный альянс» Владимира БОХАНА, для «Макси», осваивающей мелкий формат — магазины «у дома», - в Архангельске хороший прогноз. Соответственно, они займут площади, которые освобождают местные сети. «Также будут развиваться федеральные игроки «Магнит», «Пятёрочка». Новых в нашем городе не предвидится. «Лента» откроет только один магазин в конце года - на Московском проспекте. Чем больше разных игроков, тем лучше для покупателей. К сожалению, «Дисма» и «Пять шагов» ушли с рынка — это плохо для конкурентной борьбы. Тем не менее конкуренция остается высокой, а это лучше для потребителей», - оценивает обстановку Владимир Бохан. К слову, кто будет торговать в бывшей «Сигме» на Троицком - «Петровский» или «Магнит», — пока интрига.
Гипермаркеты не в моде
Мировая тенденции достигла и наших широт - торговые сети постепенно сворачивают развитие гипермаркетов до 15 тыс. кв. м и открывают магазины city-формата площадью менее 5 тыс. кв. м. Люди реже стали закупать продукты впрок и отдают предпочтение небольшим магазинчикам возле дома. Если в 2015 году средняя площадь магазинов «Лента» составляла 5,1 тыс. кв. м, то в 2018-м — уже 3,8 тыс.
Даже небольшие «Пятёрочки» последовали новым веяниям. Раньше эта сеть искала площади от 600 кв. м, сейчас нацелена на помещения не более 300 кв. м. Это обусловлено тем, что маленькие точки в городе развивать значительно легче.
Ретейлеры сокращают и ассортимент, убирая из него нерентабельные позиции. Становится меньше сопутствующих непродовольственных товаров: за последние несколько лет их доля снизилась с 50–60% до 30–40%. Кроме того, выравнялись цены и у гипермаркетов, и у малых торговых точек. Когда-то в больших магазинах товары стоили дешевле, теперь же у них цены выросли, а маленьким удалось подстроиться под интересы покупателей.
Как один из неблагоприятных моментов для процветания гипермаркетов эксперты называют их неудобное расположение, чаще всего вдали от центра. Сказывается и нехватка времени — людям попросту не хочется его терять в дороге, искать парковку и некогда долго путешествовать по магазину в поиске товара и простаивании в очередях.
Уменьшению популярности гипермаркетов способствует и социальная составляющая — больше стало одиноких людей и в целом увеличился возраст вступления в брак. А большие магазины, как правило, рассчитаны на семейные покупки с немалой суммой.
Ко всему прочему особо популярна стала онлайн-торговля. Как один из примеров в Архангельске - многолетний интернет опыт гипермаркета «Петромост», доставляющего продукты питания в офис и на дом.