ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 23 февраля, 2024 21:15

Ритейл в эпоху перезагрузки: в Архангельске прошёл региональный торговый форум


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого, Александры Конычевой (dvinanews.ru) и из архива редакции | 27.11.2023 10:04:47
Ритейл в эпоху перезагрузки: в Архангельске прошёл региональный торговый форум

Торговые горизонты обсудили на традиционном региональном отраслевом форуме, который прошёл в Архангельске 23-24 ноября. В этом году форум собрал более 850 участников на офлайн- и онлайн-площадках. Одной из ключевых тем стало текущее состояние ритейла после ухода ряда западных поставщиков.


Организатором этого масштабного отраслевого мероприятия традиционно выступает министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области. Открыл региональный торговый форум заместитель председателя Правительства Архангельской области Евгений АВТУШЕНКО.

«Форум проводится уже в семнадцатый раз – это солидный срок для деловой площадки, что подтверждает её актуальность и востребованность участниками. Уверен, что компании потребительского рынка региона смогут воспользоваться уникальной возможностью, которая сегодня сложилась в экономике, и с успехом заместить ушедшие бренды собственными товарами и услугами», – отметил Евгений Владимирович.

Форум начался со стратегической сессии, во время которой спикеры – представители регионального и федерального минагропрома, местных компаний, а также федеральные эксперты – обсудили текущее состояние торговли в условиях санкций.

Стоит отметить, что не только 2022-2023 годы стали для отрасли непростыми. Сложности начались ещё в 2020‑м, с приходом пандемии, ограничениями, в том числе вынужденной приостановкой деятельности многих торговых точек. Прошлый год принёс серьёзные политические и экономические изменения. Произошла перезагрузка всего ритейла.

Концепции брендов

«Последние годы для всех были очень сложными, и Архангельская область тоже почувствовала все эти изменения, – отметила на стратсессии министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина БАЖАНОВА. – В большей степени влияние санкций мы ощутили по непродовольственной группе товаров. Ряд брендов ушёл из страны, и некоторое время было грустно наблюдать пустующие торговые площади. Но сегодня всё выравнивается, заходят другие игроки рынка. В большей степени, конечно, из Турции и азиатских стран, в том числе Китая. Ассортимент не ухудшился, он поменялся».

torg_forum_23.jpg

Как уточнил заместитель директора департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли РФ Александр ЛИФИНЦЕВ, в среднем по рынку после ухода иностранных брендов вакантными стали около 20% торговых площадей.

«Сегодня мы видим, что многие площади уже заполнены, в том числе местными, отечественными производителями. Они перенастроили свои концепции: кто‑то раньше работал в небольших отделах 300-500 квадратных метров, а теперь вышел на площади того же H&M, который занимал 1500-4000 «квадратов». Наши бренды запустили новые линейки продукции, значительно расширили ассортимент. И всего за год! Это уникально», – подчеркнул Александр Геннадьевич.

По словам эксперта, сегодня вакантными остаются около 10% торговых площадей, однако ключевые торгово-развлекательные комплексы заполнены на 95% и по обороту уже вышли на допандемийный уровень.

Новые перспективы

Торговые сети также смогли адаптироваться к текущим условиям, однако это привело к росту цен на ряд товаров.

«Растут затраты на доставку, увеличивается себестоимость производства. Не секрет, что многие предприятия перерабатывающей промышленности работали на импортном оборудовании. Есть и другие факторы, которые негативным образом сказываются на сфере торговли. Тем не менее мы не наблюдаем сокращения числа предприятий торговли и общественного питания, бытовых услуг. Их количество остаётся примерно на одном уровне последние 5 лет. Более того, в этом году мы почувствовали увеличение товарооборота после его падения в прошлом году», – подчеркнула Ирина Бажанова.

По словам представителя федерального министерства промышленности и торговли, в целом по России уменьшение оборота розничной торговли в 2022‑м составило всего лишь 6,5%.

petrovski_grand_plaza.jpg

«В этом году мы уже нарастили 4,7 процента оборота. Уверен, что к концу года сможем «отыграться» и двинуться в сторону увеличения, – отметил Александр Лифинцев. – Отечественная торговля стала подходить к закупке товаров более стратегически, становясь драйвером развития местных производств. Сейчас мы, в частности, развиваем новый проект по заключению оффтейк-контрактов, подразумевающих выкуп ещё не произведённой продукции предприятий. Под такие договоры могут быть предложены займы на особых условиях. Но здесь мы не доходим до фанатизма и не говорим о том, что нужно всё импортозаместить. Точно нет. Импорт должен быть, это необходимо для конкуренции, для потребителей».

Отдельно на стратсесии было затронуто текущее положение рыбодобывающей отрасли Поморья, которая ранее активно поставляла продукцию в европейские страны.

«Закрытие рынков сбыта негативно отразилось на экономике предприятий. Но сегодня, благодаря и вопреки этим запретам, у нас полные склады рыбной продукции, которая отгружается в азиатские страны и, конечно, на внутренний рынок. К нам стали чаще заходить рыболовецкие суда, в связи с чем существующих холодильных мощностей уже недостаточно. В перспективе мы видим потенциал развития инфраструктуры для хранения и перевалки рыбной продукции на территории региона. И эта продукция должна более широко быть представлена на полках наших магазинов», – подчеркнула министр АПК и торговли региона Ирина Бажанова

Прямая речь

Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, губернатор Архангельской области:

tsibulski.jpg– Региональный торговый форум – важное событие для всех участников потребительского рынка Архангельской области. В его названии «Торговые горизонты: форум партнёрства и инноваций» заложены основные задачи, которые стоят перед отраслью: формирование новых подходов к работе с учётом современных вызовов, ускоренное развитие, несмотря на сдерживающие факторы, связанные с необходимостью перестройки логистических цепочек, поиск новых рынков сбыта. Эффективное решение этих задач возможно только в партнёрстве всех заинтересованных сторон и при условии реализации инновационных подходов в деятельности.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей