Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото Алексея Липницкого | 12.04.2019 22:38:04
В сегменте розничной торговли Архангельска происходят изменения, которые заметны и невооруженному глазу. Завсегдатаи магазинов некоторых местных сетей неприятно удивлены бедностью ассортимента. Многие точки попросту прекращают свое существование, а федеральный бизнес уверенно продолжает экспансию. Противостояние ли это или естественный процесс, который идет во благо покупателям? По оценкам экспертов, тенденции нашего рынка вписываются в стандартный сценарий, где пока нет места для усиления драматургии.
Восемь жизней
Еще 10 лет назад зарубежные торговые консультанты говорили обеспокоенным архангельским бизнесменам, что российский рынок пребывает в зачаточном состоянии. И это потому, что конкуренции у нас нет. А истинное соперничество – на Западе, где история рынка насчитывает два-три столетия. Опытные иностранные советники четко расписали местным предпринимателям сценарий развития событий. Все предсказания сейчас сбываются.
«Для любого бизнеса уготовано восемь вариантов развития, – рассуждает председатель совета кооператива «Северо-Западный альянс» Владимир БОХАН. – Первый путь – стать очень крупной компанией, как это сделала сеть «Магнит». Второй – превратиться в большую семейную компанию. Из европейских примеров назовем «Леруа Мерлен». В нашей стране таких компаний не слишком много, но они есть – это «Макси». Третий вариант – купить франшизу, однако на нашем рынке такой сервис пока развит слабо. Назовем «Спар», но это не полноценная франшиза, а один из ее элементов. Четвертый путь – создать собственную франшизу и распространить ее в стране. Следующий, пятый – уйти в узкую нишу. Допустим, «Апрель»: есть свое производство и маленькие магазинчики. Шестой вариант – создать кооператив бизнесменов. В Европе кооперативы – лидеры рынка. Почти вся продукция, поступающая в западноевропейские страны, проходит через кооперативные закупочные союзы».
По словам Владимира Бохана, вступление в кооперацию похоже на франшизу, но последняя предполагает «команды сверху», а в кооперативе все равны, участники самостоятельно устанавливают правила и по ним объединяют других. Есть еще один путь для бизнеса: по мнению собеседника «БК», – это потребительская кооперация, но отнюдь не из советского времени. В наших условиях она не популярна. Такая кооперация появляется при высокой конкуренции.
«Когда тебя давят, не знаешь, как выжить, тогда ты объединяешься. Потребительская кооперация считается самой глубокой формой. Хороший пример – финская Кеsko. Интересная модель, она к нам приходит, и есть города, где такие проекты воплощаются», – говорит Владимир Бохан.
Последний вариант рыночного исхода – продажа или ликвидация бизнеса. Это все сценарии, которые ожидают любую розницу, и каждая компания идет своим путем, утверждает эксперт:
«Все должны выживать. Для местных игроков шанс – объединиться, либо встать под франшизу, либо самим создать сильную организацию».
Поле возможностей
Почти идеальная расстановка на торговом рынке, когда в городе изобилуют разные форматы бизнеса, – гипермаркеты, супермаркеты, магазины шаговой доступности, а также дискаунтеры. С появлением «Макси» и «Ленты» в Архангельске заработал почти весь этот спектр. При таком раскладе у покупателей всегда есть возможность выбора в зависимости от доходов и предпочтений.
«Здорово, что в городе сейчас представлены разные форматы, разные собственники. Хорошо, когда конкурентная среда высокая, потому что низкая расхолаживает бизнесменов. В чем прелесть борьбы? В том, что все ниши заполняются. На мой взгляд, у нас конкуренция насыщенная, и она будет нарастать», – уверен Владимир Бохан.
Что же касается благосклонного отношения владельцев коммерческой недвижимости к федеральным магазинам – умысла здесь нет. Арендодатель всего лишь выбирает удобный формат, сильного игрока, удовлетворяющего потребности покупателей. В «Соломбале молл», например, разместился гипермаркет. Местные сети пока не вписываются в такие условия.
По мнению Владимира Бохана, и государство в целом, и города в отдельности призваны поддерживать своих игроков на рынке торговли и помогать производителям дружить с магазинами: «На мой взгляд, власть должна направлять людей, дать удочку, научить человека «ловить». Российскому рынку меньше 30 лет, мы эволюционно не успеваем научиться. Власть в силах дать поле возможностей. Она этим и занимается; возможно, поздновато, но все равно мы идем вперед».
Кому местные продукты?
Динамичное развитие рынка ритейла и высокую на нем конкуренцию также отмечает начальник управления по торговле и услугам населению администрации Архангельска Ирина ЛЮБОВА. По ее данным, треть продовольственного рынка в городе занимают федеральные сети, примерно на таком же уровне представлены региональные – их доля составляет 28%.
«Федеральные игроки предлагают в основном ассортимент от крупных производителей, способных поставлять продукцию во все торговые точки предприятия независимо от региона и расстояния. Также они гораздо меньше, чем региональные, взаимодействуют с местными товаропроизводителями. Объективно федеральным компаниям местные продукты не нужны, потому что индивидуальная настройка под каждый регион утяжеляет принципы их работы. В таких реалиях архангельским торговым сетям крайне непросто конкурировать с федеральными ритейлерами и в ценовой политике, и в масштабах товарооборота, и в размере торговых площадей. Поэтому местные розничные компании пересматривают свою стратегию развития и ищут способы удержаться на плаву», – отмечает Ирина Любова.
По ее убеждению, региональные торговые сети, которые желают привлечь потребителя, должны быть заинтересованы в расширении «домашнего» ассортимента.
В натиске конкуренции кто-то делает ставку именно на «домашние», натуральные продукты. Группа компаний «Двинские», имеющая фирменную розничную сеть, работает в этом сегменте 12 лет.
«У наших покупателей разные уровни достатка и различное социальное положение, но всех их объединяет любовь к продуктам местного производства», – рассказывает основатель ГК «Двинские» Сергей СТАРИКОВ.
Компания держит позиции благодаря индивидуальности и детальному погружению в собственную специфику. «Мы никогда ни на кого не ориентируемся, производим и продвигаем свою продукцию, руководствуясь исключительно ее качеством и доступностью, – продолжает Сергей Стариков. – Большое внимание уделяем сервису, новинкам».
В компании не привыкли говорить о сложностях, к тому же самую большую проблему – отсутствие квалифицированного персонала – ГК «Двинские» решили. «Для этого выстроена и внедрена собственная система отбора, обучения и мотивации сотрудников», – отмечает Сергей Стариков.
Держим цены
Как отмечает Ирина Любова, экспансия федеральных сетей вынуждает местных пересматривать свои форматы: в 2018 году запустили пилотный проект магазина-склада «Союз», рассчитанного на горожан, привыкших экономить. В Архангельске сейчас работает семь таких точек, в которых представлено более 1300 наименований товаров повседневного спроса. «Открытие и управление этим форматом магазина направлено на снижение издержек за счет упрощенной выкладки товаров, ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими партиями за счет низких цен», – говорит начальник управления по торговле.
Также региональный бизнес продает продукты под собственной торговой маркой (СТМ) и расширяет ассортимент товаров, который отличается от предлагаемого федеральными конкурентами. У АТП «Панорама ритейл» («Сигма», «Дисма», «Пять шагов»), например, СТМ – «Союзная марка» и «Unimarka».
«В городе появляются новые и развиваются давно зарекомендовавшие себя архангельские сети, – делится наблюдениями Ирина Любова. – Например, четыре рыбных магазина «Альбатрос», где можно купить местную продукцию. У ТС «Петровский» в планах на 2019 год – открытие двух крупных магазинов. Отмечу, что региональный бизнес уделяет большее внимание подготовке и обучению персонала, контролю за работой магазинов. Местные сети активно участвуют в городских конкурсах, в том числе профессионального мастерства, благоустраивают прилегающие территории, а также становятся партнерами по организации социально направленных мероприятий».
Таким эпическим предстало полотно архангельского ритейла. Тенденции нашего рынка вписываются в стандартный сценарий, где пока нет места для усиления драматургии. Закрытие торговых точек и появление новичков – закономерный процесс. А бонус от этого – нам, гостям магазинов. «Несмотря на инфляцию, в продуктовом ритейле наблюдается даже снижение цен в некоторых категориях. Достаточно агрессивная конкуренция между сетями, активная работа с промо, ценами и поставщиками сдерживает цены, и от этого выигрываем мы, покупатели», – заключает Ирина Любова.