Надежда ШАШКОВА | 25.05.2008 09:00:00
Архангельские дорожники жалуются – они не обладают лицензиями на право пользования недрами, и щебень песок и гравий им приходится покупать по завышенным ценам у владельцев карьеров. Кроме того, многие месторождения находятся на расстоянии более 30 км от автодорог, к тому же часть из них была использована при строительстве газопровода.
Отдельной проблемой в строительстве дорог в Архангельской области является дефицит щебня. Основные запасы сосредоточены в Плесецком и Онежском районах, на удалении от основных участков дорожного строительства. При этом значительная часть щебня используется железнодорожниками или отправляется за границы Архангельской области. Эти вопросы обсуждались 21 мая в администрации Архангельской области в рамках «круглого стола», в работе которого приняли участие представители областной администрации, «Архангельскавтодора», автодорожных предприятий, контролирующих и надзорных органов.
Золотые пески
Первым рассматривался вопрос о предоставлении права пользования недрами. Раньше организация, осуществляющая строительство дорожного полотна, пользовалась недрами, в которых содержатся нужные для строительства и ремонта дорог материалы: щебень, песок, гравий. Сегодня строителей не устраивает тот факт, что они не обладают лицензиями на право пользования карьерами. Поэтому получить материал можно только путем заключения торговой сделки с владельцем. Дорожники рассказали о том, что владельцы лицензии на право пользования участками предлагают им покупать, например, песок по цене 200 рублей за кубометр, что в разы превышает реальную стоимость песка для строительства дорог. Щебень из Плесецка для отсыпки дорог предлагается по 1200 рублей за кубометр, что сопоставимо с ценой щебня, привозимого из Норвегии. Это значительно увеличивает стоимость строительства дорог.
Однако, как считают в обладминистрации, строители сами не участвуют в аукционах на право пользования участками недр. Таким образом, лицензии получают те организации, которые не имеют ни техники, ни кадров, а пользуются услугами подрядных организаций. «У нас есть специализированные предприятия на территории того или иного муниципального образования. У них есть техника, люди. Зачем нужно это промежуточное звено? Что нужно сделать, чтобы этого не было? Почему предприятия сами не участвуют в аукционах?», - задал вопрос участникам «круглого стола» и. о. заместителя главы администрации области по управлению природными ресурсами и экологии Александр ДАВИТИАШВИЛИ.
Процесс лицензирования проходит таким образом: поступает заявка на строительство, она публикуется в областных официальных СМИ и в тех районах, на которые подана заявка. В течение 30 дней могут появиться оппоненты организации-заявителю. Но практика показывает, что в большинстве случаев никто другой не подает заявку на участки, и тогда они отдаются первым заявителям. Но после предоставления участков предприятия продолжают жаловаться на то, что они не смогли получить какой-либо из участков...
Решение проблемы предложили сами строители - закрепить за застройщиками определенные карьеры - тот, кто получает лицензию на строительство дорог, получает и право пользования карьером с месторождениями строительных материалов. Но бесплатное пользование недрами не предусмотрено законом. Администрация области пообещала дорожникам пойти навстречу в этом вопросе и внести на рассмотрение депутатов изменения в областной закон «О недропользовании». Это компромиссное решение значительно удешевит строительство дорожного полотна.
Кто обладает лицензиями?
По словам и. о. директора департамента природных ресурсов Архангельской области Евгения МАЛЮТИНА, на территории Архангельской области в настоящий момент действует 259 лицензий на исследование и добычу ископаемых общего пользования, из них лишь 93 лицензии (36%) предоставлено автодорожным предприятиям. По его словам, наибольшее количество лицензий предоставлено ФГУ «ДЭП №211» - 20 лицензий, ООО «Стройснаб» - 20 лицензий, «Севзапдорстрой» - 11 лицензий, Котласскому ДРСУ - 9 лицензий и Онежскому ДУ - 5 лицензий. В 2007-2008 годах в областной департамент природных ресурсов поступило 148 заявок на предоставление права пользования недрами. Из них 33 от дорожных предприятий.
По 21 действующей лицензии на недропользование зафиксированы нарушения по срокам подготовки проектов разработки, получения горноотводных актов, а также разработке месторождений без проектов. Среди дорожных предприятий есть такие недропользователи, которые до сих пор не приступили к разработке месторождений. Наибольшее количество нарушений зафиксировано у предприятия ФГУ «ДЭП №211», у которого по 14 лицензиям нарушены условия пользования недрами.
«Учитывая то, что это предприятие фактически выполняет государственный контракт, связанный с выполнением обязательств по ремонту и строительству дорог, было принято решение продлить им срок действия лицензий на 1 год. А в конце 2008 года - организовать проверку выполнения ими условий лицензионных соглашений», - подчеркнул Малютин.
Щебень теперь в дефиците
На территории региона разведано 823 месторождения песка, песчано-гравийной смеси и строительного камня. Однако запасы большинства месторождений составляют менее 100 тысяч кубометров и характеризуются низким качеством сырья. Многие месторождения находятся на расстоянии более 30 км от автодорог, к тому же часть из них была использована при строительстве газопровода.
Отдельной проблемой в строительстве дорог в Архангельской области является дефицит щебня. Основные запасы пород, пригодных для изготовления щебня, сосредоточены в Плесецком и Онежском районах, на удалении от основных участков строительства автодорог. При этом значительная часть щебня употребляется для строительства железнодорожниками или отправляется за границы области.
Для нужд областной программы по строительству дорог местные предприятия готовы поставлять щебень. Так, одна из компаний, добывающих базальт, заявляет о возможности ежемесячной поставки щебня со станции Пукса в объеме 10 тысяч тонн по цене 460-600 рублей за тонну. В 2008 году планирует получить щебень ЗАО «Сам», которое обустраивает карьер производительностью 1 млн кубометров щебня в год в Плесецком районе. С 2009 года предприятие готово рассматривать любые заявки. Ввод карьера предполагается в сентябре 2008 года.
Однако, как считают в департаменте природных ресурсов Архангельской области, несмотря на все минусы, строительным дорожным организациям нет нужды закупать песок и щебень в других регионах. В настоящее время подготовлен проект ведомственной программы по проведению работ с целью обеспечения нужд области в общераспространённых полезных ископаемых (в эту категорию входят песчано-гравийная смесь, песок и щебень). Программа позволит сформировать кадастр перспективных участков, которые затем можно будет разрабатывать. Но и сейчас, по словам и. о. директора департамента природных ресурсов Евгения Малютина, ряд предприятий Плесецкого, Онежского, Коношского и Няндомского районов готовы снабжать строителей материалами, в том числе дефицитным щебнем. Нужно только скоординировать возможности предприятий с потребностью подрядных организаций, которые строят и ремонтируют дороги.
Итогом разговора стало обещание представителей администрации в течение 10 дней доработать проект по двум критериям – ценообразование и временной промежуток, то есть максимальное сокращение периода от момента подачи заявления до получения лицензии. Через 10 дней все участники заседания должны получить проект доработанного документа, который и будет представлен в областном Собрании депутатов.
Фото Николая Гернета.