Артем БОТЫГИН. Фото автора | 21.08.2015 09:28:26
Ремонт дорог в Архангельске вновь стал одной из самых обсуждаемых тем лета: ремонтируют много и в самом центре города. Правительство и мэрия уже не первый месяц трубят о дополнительных 100 млн рублей, выделенных областному центру из регионального бюджета на эти цели. Куда уйдут деньги и будет ли от этого толк?
По информации «Архангельскавтодора», объем регионального дорожного фонда в 2015 году составил более 4,7 млрд рублей. Из них областному центру в виде субсидий было выделено около 98 млн. Вместе со 100 млн рублей, которые добавила область, и собственными средствами муниципалитета в распоряжении мэрии Архангельска оказалась почти четверть миллиарда рублей.
Деньги дорожного фонда были освоены быстро: уже в мае начался ремонт участка улицы Тимме, затем настала очередь улицы 23-й Гвардейской Дивизии, Окружного шоссе от ж/д переезда до кольцевой развязки на Талажское шоссе, набережной Северной Двины — от улицы Розы Люксембург до улицы Урицкого, улицы Гагарина - от Обводного канала до ул. Тимме и несколько других отрезков.
«Внезапно» свалившиеся накануне предвыборной кампании на голову мэрии 100 млн рублей пошли в основном на центр Архангельска: проспект Советских Космонавтов — от Воскресенской до улицы Гагарина (около 26 млн рублей), участок Троицкого проспекта - от улицы Карла Либкнехта до площади Профсоюзов (чуть более 20 млн), перекрестки центрального проспекта с улицами Садовая, Логинова, Гайдара и Вологодская (около 4,5 млн), въезд и спуск с железнодорожного моста (более 12 млн рублей), 1,7-километровый участок магистрали в направлении Малых Карел (чуть более 19 млн рублей) и еще на несколько улиц.
Часть работ завершена, но их качество уже вызывает сомнения. К примеру, на недавно отремонтированном перекрестке Троицкого и Вологодской всего через несколько дней после укладки дорожного полотна появилась красочная дыра в асфальте. Работы на этом участке проводит ЗАО «АГСУМ».
Активисты движения «Асфальт 29», занимающиеся контролем качества дорог в регионе, приводят и другие примеры «долговечности» ремонтов по-архангельски. Уже появились дефекты на участке улицы Гагарина от Кузнечевского моста до Обводного канала, где в 2014 году работала компания «Ремикс». На отремонтированном также прошлым летом участке набережной Северной Двины - от улицы Урицкого до улицы Розы Люксембург - явно неудачно установили ливневую канализацию («АГСУМ»): таких глубоких луж там не было давно.
«У нас технологии и так устаревшие, но и их зачастую не соблюдают. Существующие ГОСТы на строительство и ремонт дорог были разработаны 50 лет назад и рассчитаны на совершенно другую нагрузку, другой транспортный поток. И про это в отрасли давно известно, но, видимо, всё всех устраивает. Мы просим областное агентство по транспорту организовать нам встречу с представителями мэрии: хотим донести собранную информацию до ответственных лиц, совместно разработать планы ремонтов, опираясь на мнение горожан, но дату все переносят и переносят», — рассказал «БК» основатель движения «Асфальт 29» Константин ПЯТКИН.
Общественники требуют публикации планов проведения ремонтов в открытых источниках на «человеческом» языке, а также включения своих наблюдателей в комиссию по приемке отремонтированных дорог.
«Кроме того, должна быть ясность в порядке проведения гарантийных работ - сейчас они нечасто производятся. Есть в городе, конечно, и хорошие примеры: после нескольких лет эксплуатации в нормальном состоянии улица Выучейского, проспекты Московский и Ленинградский. Их ремонтировала компания «Севзапдорстрой», — добавил Константин Пяткин.
Ремонта требует около 90% дорог Архангельска, 400 из 550 км — срочного. По расчетам мэрии, только на их содержание необходимо 1,5 млрд рублей в год, а на текущий ремонт самых проблемных участков — не менее 2,5 млрд. Таких средств областной центр вряд ли дождется, да и освоить их за год не получится физически. Не получится также организовать и эффективный контроль качества и приемку работ, учитывая, что заказчик не может справиться даже с сегодняшними объемами.
«Мэрии отводится очень большая роль: она заказывает проектную документацию, определяет подрядчика, сопровождает проект, а потом принимает работы. Все это нужно делать соответствующим образом. Если своих специалистов нет, следует обращаться за консультациями к опытным коллегам. Есть «Архангельскавтодор», есть в других городах инжиниринговые фирмы, которые способны сопровождать такие объекты», — отмечает депутат городской Думы, экс-гендиректор ООО «Севзапдорстрой» Александр НЕЧАЕВ.
Так можно было бы значительно увеличить межремонтные сроки, но муниципальный заказчик по какой-то причине не стремится это делать, считает депутат.
Кроме того, не стоит забывать о том, что «плохие дороги» — один из самых популярных инструментов в политических играх: кто-то раздает обещания, а подрядчик оказывается заложником ситуации.
«Вот разве плохая улица Выучейского? А мы претерпели там 18 проверок, и до сих пор еще идут суды... В то время как по другим объектам у нас проверок практически не бывает», — добавляет Александр Нечаев.
С учетом постоянно растущей интенсивности движения, условий Севера, реальный срок жизни архангельских дорог значительно меньше гарантийного. А вот «заболоченная местность», по мнению опытного дорожника, это не оправдание: надо выбирать соответствующие конструкции и материалы.
«Сам подход к ремонту дорог в городе нужно полностью пересмотреть: полномочия по проведению торгов передать на уровень области, а надзор за ходом работ и их приемку — «Архангельскавтодору». Необходимо переходить на новые нормативы — слово «ремонт» просто забыть, а то, что делается сейчас, перевести в разряд содержания. Кроме того, если мы четко не определим порядок несения ответственности за некачественные работы, будем и дальше каждый год жаловаться на недостаток финансирования. Беда наша — слабая грамотность заказчика при проведении аукционов и неквалифицированные подрядчики», — подводит итог Александр Нечаев.
Две эти проблемы продолжают паразитировать на Федеральном законе «О контрактной системе...», по которому подрядчика нужно выбирать по наименьшей цене. Часто объект, просчитанный по рыночным ценам, достается фирме, которая обещает выполнить контракт вдвое дешевле. А для этого «приходится» халтурить.