Герман КУЗНЕЧИХИН. Фото из архива редакции и dvinanews.ru | 28.08.2024 15:26:09
С началом губернаторства Александра Цыбульского тема Шиеса, имевшая федеральную огласку, получила быстрое и эффектное завершение: строительство полигона для захоронения отходов из Москвы было прекращено, выделенный земельный участок полностью рекультивирован. Попутно выяснилось, что из 10,5 млрд рублей, выделенных из бюджета столицы на возведение гигантской площадки, свыше шести умудрились куда-то израсходовать. При этом «мусорная реформа» в самой Архангельской области продолжает буксовать.
Не так давно руководитель Северного межрегионального управления Росприроднадзора Александр Горних в интервью «Бизнес-классу» заявил, что в Поморье всего лишь один объект - принадлежащий Севмашпредприятию - соответствует всем требованиям, установленным Правительством РФ к местам размещения ТКО.
То есть дела идут, говоря словами Владимира Войновича, не то чтобы совсем хорошо, но несколько хуже, чем с оборудованными пляжами, каковых в регионе, равном Франции, насчитывается аж целых шесть.
Что не так?
Реминисценция Шиеса едва ли случайна – именно её предложил в качестве некоего краеугольного камня оценки ситуации с экологией в нашем регионе Александр Горних. Вот его слова: «У меня накопился опыт общения с населением – и с северодвинскими дачниками по Рикасихе, и в истории с Шиесом, и я вывел для себя самую главную формулу: нельзя что-то недоговаривать и тем более транслировать неправду. Иначе дальше никакого доверия не будет».
Шиес представлял собой ярко выраженную борьбу жителей и местной власти поселения Урдома за безопасное будущее своей территории. Авантюрный замысел группы коммерсантов, получившей поддержку в структурах власти региональной, встретил достойный отпор. Урдомчан массово поддержали и в Архангельской области, и в соседней Республике Коми. И не будет преувеличением расценивать те события пятилетней давности как конфликт власти региональной и местной, когда импульс преобразований исходил сверху вниз, а населению была уготована роль безмолвных статистов.
Изменилось ли что-то с тех пор? Александр Фёдорович обозначил, в частности, проблему получения к началу 2025 года комплексных экологических разрешений (КЭР) полигонами для хранения и переработки отходов в Архангельской области. Существующим свалкам такие разрешения предоставляться не будут. Осталось не вполне прояснённым, насколько возрастут платежи за негативное воздействие на окружающую среду для предприятий такого рода, чем обернётся пресловутый «коэффициент 100»? В любом случае, значительный рост тарифа на вывоз мусора неизбежен.
Отдельно Горних отметил, что выбранное место для мусоросортировочного комплекса (МСК), рассчитанного на агломерацию Архангельск — Северодвинск - Новодвинск, не отвечает критерию экономической эффективности, установленному Правительством РФ: оно слишком удалено от мест вывоза отходов, поэтому затраты на их транспортировку со временем «лягут» в тариф. Но ведь мы очень хорошо помним, что в теперь уже далёком апреле 2019 года региональная власть отказалась от строительства МСК в Рикасихе, расположенной между Архангельском и Северодвинском, ради того, чтобы снизить накал экологического протеста, направленного против шиесского проекта.
Уже тогда вопросы нового тарифа на вывоз и переработку мусора с учётом его перевозки активно дебатировались. Согласно расчёту, представленному заместителем руководителя регионального агентства по тарифам и ценам Еленой Заочинской, транспортные расходы при выборе нового участка должны были вырасти всего лишь на 2,4% по сравнению с заложенными в территориальной схеме обращения с ТКО.
Хотя здравый смысл подсказывал совсем другое: плечо доставки отходов для Северодвинска вырастало в несколько раз, значительно увеличивалось оно и для Архангельска. Сегодня Александр Горних, по сути, воспроизводит опасения пятилетней давности, но новая плеяда региональных руководителей ответственности за слова и действия предшественников почему-то не несёт.
Коррупционное плечо
Вопрос, который волновал и продолжает волновать многих жителей Архангельской области, но, к сожалению, не получает должного внимания региональной власти: зачем вообще нужно строить межрегиональные или межмуниципальные МСК? Почему каждый регион, город, муниципальный район или округ не способен осуществлять сбор и переработку своих отходов?
Из недавних пояснений теперь уже зампреда областного правительства Игоря Мураева следует, что эксплуатация межмуниципальных МСК значительно дешевле – мол, всего-то требуется 12 миллиардов рублей, а если оборудовать каждому, то 85 миллиардов. Но откуда взялись такие расчёты? И что мешает искать приемлемые по цене типовые технологические решения для малонаселённых территорий, малых и средних городов? К чему нам построение «мусорного коммунизма», из-за которого, собственно, и возникла ситуация с Шиесом?
В мае прошлого года были задержаны заместитель министра природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Кирилл Шаповалов и генеральный директор регионального оператора по обращению с отходами в Архангельской области ООО «ЭкоИнтегратор» Валерий Шушков. В июле нынешнего года второй отдел по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) следственного управления СК РФ по Архангельской области и НАО предъявил им обвинение. Его суть - фактический собственник и член совета директоров ООО «ЭкоИнтегратор», действуя совместно с Шаповаловым, организовал ежемесячное предоставление в министерство заведомо ложных сведений об объёмах вывезенных на полигоны коммунальных отходов. Цель – получение субсидии на возмещение фиктивных затрат. По версии следствия, на счёт «ЭкоИнтегратора» было необоснованно перечислено свыше 580 млн рублей, деньги впоследствии похитили. Функционал чиновника в этой схеме – пресечение попыток подчинённых проверить достоверность предоставляемых компанией расчётов.
До решения суда, конечно, неправильно выносить какие-либо вердикты. Однако важно то, что в последнее время руководство садово-огородных товариществ активно судилось с перевозчиками по поводу выставляемых счетов, доказывая завышение объёмов вывозимых отходов, и добивалось их пересмотра. Таким образом, в Поморье логистические изыски уже стали частью коррупционных расчётов.
Кто в ответе за чистую воду?
Три года назад «БК» делился своим видением проблем, связанных с реализацией федеральной целевой программы (ФЦП) «Чистая вода» в Архангельской области . Никакой официальной реакции, к сожалению, не последовало, напротив, порой нас уверяют: Архангельская область - в лидерах по реализации ФЦП.
Напомним, в нашем регионе искусственно занижаются индикаторы федеральной программы по обеспечению населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Если в среднем по России планируют обеспечить ею до 90% жителей сельской местности, а жителей городов практически полностью, то в региональной программе цели значительно скромнее — 73,1% и 85,2%, причём эти ориентиры менялись в сторону уменьшения.
Между тем в ежегодном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации за 2023 год» Архангельская область занимает крайне невыигрышные позиции с точки зрения измерения качества водопроводной воды и при оценке влияния состояния воды на различные заболевания.
Так, в 2023 году удельный вес проб воды из водопроводов, не соответствующих гигиеническим нормативам, то есть превышающих среднероссийский уровень по санитарно-химическим показателям (17,15%), был зафиксирован в 37 субъектах РФ. Архангельская область заняла «почётное» 4-е место с показателем 48,1%. По микробиологическим показателям среди 32-х регионов мы «вырвались» аж на 3-е место (15,4%). Поморье относится и к числу регионов с высоким значением микробного риска в 2023 году. В среднем по России удельный вес проб питьевой воды, отобранных из внутренней распределительной сети жилых домов и не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составляет 11,94%. В Архангельской области - 35,58%, мы входим в пятёрку наиболее проблемных субъектов РФ.
Неблагополучие с питьевой водой объясняется высокой загрязнённостью водоёмов: здесь Поморье также на пятом месте по России с показателем 62,53%. Мы уступаем лишь Москве, ХМАО, Новгородской области и Удмуртии.
Архангельская область - в числе регионов с высоким уровнем дополнительной заболеваемости органов пищеварения, мочеполовой, эндокринной системы, новообразований. И проблема качества воды является существенным фактором в этом контексте.
И опять непростой вопрос: кто несёт ответственность за обеспечение населения чистой водой? Вопрос актуальный – буквально на днях прокуратура Виноградовского района провела проверку соблюдения прав жителей деревни Моржегоры на качественное снабжение питьевой водой и нашла серьёзные нарушения. В суд был направлен административный иск об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, и теперь через год местная власть обязана организовать холодное водоснабжение.
Но как же действие ФЦП «Чистая вода» на территории Архангельской области, в чём измерять ответственность профильных областных чиновников, министерства ТЭК и ЖКХ за её фактическую реализацию в регионе? В ноябре 2023-го глава Холмогорского округа Павел Волосатов, не проработав и года в должности, после возникших проблем с некачественной водой подал в отставку. Хотя едва ли выпускник регионального образовательного проекта «Школа глав» был в чём-то виновен перед местными жителями.
Проблемы взаимодействия и перекладывания ответственности - удел не одной лишь экологической сферы. Похожим образом возникают сложности с обеспечением городов современным транспортным сообщением, с обследованием и сносом аварийного жилья – законодательство выстроено так, что крайней остаётся власть местная, хотя решения принимаются на уровне региона. Просто экология - наиболее значимый индикатор качества жизни, и если власть его не выдерживает, люди имеют возможность эту территорию сменить на другую, более безопасную. Вероятно, так и следует объяснять миграционный отток из Архангельской области, о чём уже доводилось писать.
Выход есть. Функционал местной власти следует расширить, а роль регионалов как посредников между федеральным центром и территориями необходимо уточнять. Но это задачи Федерального Собрания. Нам же пока что требуется активное посредничество областного Собрания, региональной Общественной палаты, и тогда российская вертикаль власти в Поморье сумеет отыскать «аленький цветочек» гуманного, ответственного и квалифицированного местного самоуправления.