ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 18 декабря, 2024 21:10

Разные лики в потоке времени: сколько лет Архангельску?


Юрий ЛУКИН, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы (на фото) | 23.11.2019 22:40:06
Разные лики в потоке времени: сколько лет Архангельску?

Города, как и люди, имеют свой возраст, время расцвета и годы упадка, юности и зрелости. Возраст Архангельска сильно преуменьшен. Официальной, явно устаревшей, датой его основания считается 1584 год, когда всего лишь была построена деревянная военная крепость в обжитом уже не одно столетие месте. Фактически историческое начало Архангельска относится к появлению на Пур-Наволоке Михаило-Архангельского монастыря в 1388 году, что подтверждается документально.



Благословленная грамота

Самый первый документ по начальной истории Архангельска – благословленная грамота новгородского владыки Иоанна, опубликованная архимандритом Амвросием (1778-1827 г.) в его труде по истории Российской иерархии. 

Важно, что подлинник грамоты был официально заверен свинцовой печатью новгородского владыки. На основании этой грамоты одни историки относили основание монастыря к XII веку: Н.М. Карамзин, В.В. Крестинин (1784), другие – ко второй половине XIV века: архимандрит Амвросий (1811), протоирей А.В. Кириллов (1898, 1914), А.А. Шахматов (1903), В.Ф. Андреев (1988), Н.А. Шумилов (1989), Ю.Ф. Лукин (2008, 2015). С именем Иоанн в истории было три новгородских архиерея, и какому из них приписать издание грамоты, «знать не можно», так как в ней не значилось ни года, ни месяца, ни числа.

Фактически следует относить Архангельскую благословленную грамоту только ко времени Иоанна III, избранного новгородским вече 7 мая 1388 года. Прекрасную возможность уточнить датировку дает упоминание в ней архангельского игумена Луки. С таким именем в монастыре в ХIV веке был только один человек. Уточнив дату игуменства Луки, мы определяем возраст Михаило-Архангельского монастыря и дату основания Архангельского града.


Фактически следует относить
Архангельскую благословленную
грамоту только ко времени
Иоанна III, избранного
 7 мая 1388 года. 


Деятельность новгородского архиепископа Иоанна и архангельского игумена Луки пересекалась только в 1388-1400 годах. Наличие печати новгородского архиепископа – это один из самых весомых и убедительных аргументов легитимности благословленной грамоты Иоанна III игумену Михаило-Архангельского монастыря Луке. Печать, как важнейший символ власти, ставилась тогда на всех документах. Могла ли такая печать находиться после 7 мая 1388 года в других руках, не у избранного новгородского архимандрита Иоанна, – маловероятно, похоже на дурной детектив.

Игумена Луку можно считать первым легитимным правителем Михаило-Архангельского монастыря и законным основателем Архангельска. Это, выражаясь современным языком, игумен-градоначальник, совмещающий одновременно должности игумена православной обители и «первого мэра» Архангельского града – того давнего маленького поселения людей в устье Северной Двины. 

Принимая дату основания Архангельска 1388 годом, а не более поздним временем, необходимо учитывать, что обитель основана еще ранее. Протоиерей, историк, действительный член Архангельского епархиального церковно-археологического комитета Аркадий Васильевич Кириллов (1863-1916) относил, например, основание монастыря к более раннему периоду, чем XIV век. 

В подтверждение этого он в своем труде приводил следующие веские аргументы: «Новгородский архиепископ своею грамотою только благословляет вседневную службу у св. Михаила, что предполагает уже довольно значительный штат монашествующей братии и благоустроенность монастыря, и благословляет игуменом Луку, чем не отрицается существование до него старцев-строителей в первые времена монастыря». 


Принимая дату основания
Архангельска 1388 годом, а не более
поздним временем, необходимо
 учитывать, что обитель
основана еще ранее.


Грамота – следствие ходатайства двинских и новгородских властей о вседневной службе у св. Михаила, так как монастырь в описываемое время был и приходскою церковью для местных жителей, что видно из ее текста: «А ты игумен, со всем собором и стадом св. Михаила Бога моли за всех крестьян».

Духовная деятельность православных северных монастырей, включая Михаило-Архангельский, успешно сочеталась с деятельностью хозяйственной, в том числе на островах в дельте Северной Двины, о чем красноречиво свидетельствовали размеры вотчин. С первых дней существования Михаило-Архангельский монастырь обогащался пахотными и сенокосными землями, рыбными ловлями, соляными варницами. Расширение монастырских вотчин происходило дарованием обители разных льгот, путем покупки и мены с крестьянами, через вклады и пожертвования частных лиц на помин души и главным образом через «селитьбу» на пустопорожних землях. 

Игумен Лука, староста и вся братия упоминаются в купчих на половину села на Левкове курье, на приобретение земли и пожни на островах Икшине и Луготине, на землю и часть села на Кегострове. В этих трех грамотах основанием для датировки служит упоминание игумена Луки, что позволяет отнести их к концу XIV, а не к началу XV века. Монастырские крестьяне получали льготы. Монастырские суда освобождались от уплаты пошлины при перевозке соли и иных товаров. На государеву (солдатскую) службу монастырских владычных людей? велено было «не имати». 

Понятийная путаница

Город, как древнейшая форма расселения восточных славян, составивших потом русский народ, меняясь, в разные времена принимал чрезвычайно разнообразные формы. Знаток русской жизни, крупнейший отечественный историк Василий Ключевский выделял четыре типа русских городов: укрепленный город-двор, город-село, город-застава, город – посад торговый. Все, что было окружено крепостной стеной или деревянным забором, частоколом, рвом, валами, включая естественные преграды (реки, болота, мыс), – считалось городом. 

К этому перечню можно добавить и другие типы городов. Города-монастыри были культурно-духовными центрами, способствовали развитию ремесел, строительства, занятости населения соседних деревень. Города-порты располагались в устье и бассейнах рек, на морском побережье. К их числу относятся Нарва, Архангельск, Кола, Холмогоры, пристань св. Николая (Николо-Корельский монастырь) и др.

Архангельский град в исторической динамике – это город-монастырь, город-крепость, город-порт, культурный центр, столица Архангельского Севера. На Пур-Наволоке, скорее всего, первоначально появилась пустынь, а затем уже и сам монастырь с братиею. Кто первый пришел и облюбовал это ключевое место в устье реки Северной Двины, действительно сокрыто от нас в глубине столетий.


Города-порты располагались
в устье и бассейнах рек, на
морском побережье. К их
числу относится и Архангельск.


Сложности для изменения официальной даты основания Архангельска возникают в основном из-за восприятия общественным мнением, государственными и муниципальными органами власти и управления концепта «город». Здесь следует подчеркнуть, что критериями современных городов в ХХ-ХХI веках выступают совсем не те признаки, которые имели значимость пять-шесть столетий назад. 

Понятийная путаница продолжает оказывать сильное воздействие на управленческое мышление и в наши дни. Ни в Древней Руси, ни в современной истории России город не был неким застывшим раз и навсегда образованием поселенческой структуры, это живой организм. Поэтому видеть Архангельск в XVI веке только военной крепостью и не замечать его предшествующей монастырской истории с XIV столетия не исторично.

arh_old.jpg


.

Важно увидеть зарождение Архангельска в потоке исторического времени. Фактически обитель святого архангела Михаила, давшая начало Архангельску, получила легитимный церковный статус в 1388 году. В 1583-1584 годах построили всего лишь деревянную военную крепость, которую официально и назвали «городом», и не более того. А сам Архангельск, как монастырско-городское поселение, оказался старше этой военной крепости как минимум почти на двести лет.

Возраст Архангельска составляет более шести столетий, о чем свидетельствует научный анализ источников и литературы, благословленной грамоты 1388 года и других документов, известных публикаций. Есть все основания вести отсчет именно от этой даты. Ради поиска исторической истины, уважения к родному для многих людей городу. 

Монастырские истоки

Непосредственно с монастыря начинала свою историю Вологда. В августе 1147 года из града Киева пришел к реке Вологде преподобный Герасим, создал «пречестен монастырь» и жил тут без малого тридцать один год (1147-1178). 

На официальном сайте Вологды говорится: 

«Датой основания города Вологда считается 1147 год. Именно в этот год монах Герасим пришел из Киева на реку Вологду на «великий лес» и застал там деревянную церковь Воскресенья, вокруг которой и раскинулся «средний посад малого торжка»; 

«1147 г. – первое упоминание о Вологде. Основание преподобным Герасимом Троице-Герасимовского монастыря». 

Вполне приемлемо по примеру Вологды вести летоисчисление Архангельска от основания Михаило-Архангельского монастыря в 1388 году.

Михайло-Архангельский монастырь, заложенный в 1212 году у слияния рек Сухона и Юг монахом Киприаном, внес свой вклад в развитие Великого Устюга, первые упоминания о котором относятся к 1207 году. 


Вполне приемлемо вести
летоисчисление Архангельска
от основания Михаило-
-Архангельского монастыря.


При обосновании даты основания Казани в качестве важнейших аргументов использовались данные археологических исследований. Почему бы архангельским археологам не сделать попытку отнести дату основания Архангельска на более ранний период, чем конец XIV столетия? Известны Архангельский клад древнерусских ювелирных изделий, западноевропейских и арабских серебряных монет XII века в пойме Северной Двины (1989), артефакты Соломбалы, Кузнечихи (неолитическая стоянка).

Полностью согласен с Владимиром Булатовым, что вопрос о дате возникновения Архангельска можно считать принципиальным. «Надеюсь, что установить истину поможет выявление дополнительных исторических источников и проведение тщательных археологических раскопок», – писал Владимир Николаевич в своем учебном пособии «Русский Север» еще в 2006 году. 


Городские власти пишут
на своих сайтах дату – 1584 год. 


Не будет лишним поискать при этом истоки архангельской городской жизнедеятельности в истории близ расположенных древних поселений. Особенно актуально это для Соломбалы, Кузнечихи, Кегострова.

Вместо того чтобы использовать сильные стороны официального принятия даты основания Архангельска в 1388 году для развития туризма, привлечения инвестиций в науку, образование, культуру, реставрацию, городские власти пишут на своих сайтах дату – 1584 год. Эта фейковая позиция власти, какой-то части историков и околонаучных кругов становится как бы неуязвимой стеной. 

Хотя абсолютно бессмысленно сегодня ссылаться на какие-то конъюнктурные акты и царской, и советской России. Может, мы и не стали умнее своих предшественников, но точно богаче в научно-информационном отношении, в использовании цифровых технологий и исторических источников, которые по разным обстоятельствам были ранее просто недоступными. 





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей