Татьяна ПОТАПОВА. Фото Алексея Липницкого | 19.10.2009 07:37:01
Государство планирует провести приватизацию Архангельского тралового флота. Возможно, что 100% акций предприятия уйдут с молотка уже в следующем году. Произойдет ли это на самом деле, как работает тралфлот сейчас и где находит инвесторов для строительства новых траулеров - об этом наш разговор с генеральным директором ОАО «Архангельский траловый флот» Юрием НИКУЛИНЫМ.
- Недавно вице-премьер Игорь Шувалов сообщил о новой волне приватизации, грядущей в 2010 году. На аукцион планируется выставить порядка ста предприятий. АТФ сегодня - единственный рыбопромысловый флот в России, 100% акций которого принадлежит государству. Будет ли продан госпакет в следующем году?
- Думаю, что в конце концов приватизация Архангельского тралового флота состоится. Мы включены в проект списка предприятий, сто процентов акций которых планируется выставить на аукцион в 2010 году. Но подчеркиваю - пока это только проект.
Произойдет ли это на самом деле, прогнозировать не берусь. В 2008 году АТФ исключили из плана приватизации по инициативе Росрыболовства. Но тогда одной из причин стала низкая рыночная стоимость активов предприятия. АТФ только что вышел из процедуры банкротства.
Сейчас тралфлот встал на ноги, постепенно увеличивает добычу рыбы. Капитализация предприятия растет, вместе с тем обостряется и интерес к тралфлоту со стороны ряда структур, с которыми в истории АТФ связано немало негативных событий.
- Вы имеете в виду попытки рейдерского захвата, с которым столкнулся тралфлот три года назад? А уголовное дело по части 2 статьи 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере), которое на вас, как директора, завели в прошлом году, не из этой же серии?
- Совпадения наводят на размышления. Уголовное дело возбудили как раз накануне совета директоров предприятия. Похоже, расчет делался на то, что человека с запятнанной репутацией не утвердят на должность генерального директора и на освободившееся место можно будет поставить своего. Но Росимущество, разобравшись в ситуации, утвердило мою кандидатуру.
Кстати, обвинения в сокрытии налогов предъявляются за период, когда АТФ находился в стадии финансового оздоровления. Если бы у нас были в то время задолженности по налоговым платежам, мы бы не вышли из банкротства. Таково требование федерального законодательства. К тому же, кроме генерального директора, на предприятии работал арбитражный управляющий, который отслеживал все движения финансов.
Текущие задолженности у АТФ действительно были, но это не криминальная практика. За все долги заплачены пени. Так что ущерба государству АТФ не наносил.
- Несмотря ни на что, предприятие продолжает развиваться. Как нам стало известно, вы планируете начать строительство новых современных судов.
- Совместно с научными институтами у нас разработана программа развития предприятия. Во главе угла стоит рыбодобыча, согласно уставу – это наша основная деятельность. Сегодня рентабельна только добыча донных пород рыбы: трески, пикши. Промысел пелагических пород: сельди, путассу, скумбрии – едва сводим по нулям. А ведь это более 80 процентов нашей квоты. Необходимо менять флот. Средний возраст наших траулеров - 27 лет. Когда-то это были самые современные корабли, но с тех пор мы в судостроении отстали от Запада на два-три поколения. Сегодня траулеры наших зарубежных коллег при экипаже 18 человек могут выдавать по 120 тонн филе сельди. У нас на БМРТ команда 90 человек. И работают там суда не на дорогом дизтопливе, а на мазуте. Вот она, экономика!
Если в ближайшие год-два не начать строительство супертраулеров для пелагического лова рыбы, предприятию не выстоять. Нами уже подобран хороший проект. Почему зарубежный? Потому что наши проектные институты, к сожалению, не могут предложить ничего лучше, чем слегка модернизированные суда типа «Пулковский меридиан». А такие траулеры не отвечают требованиям времени. Техсовет предприятия уже рассмотрел проект, автор внес корректировку. Теперь дело за финансированием. Мы неоднократно обращались за поддержкой в Правительство России, выходили на ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Но в государственной программе развития российского флота помощь в строительстве новых судов для рыбаков не предусмотрена. Поняв, что рассчитывать можно только на собственные силы, АТФ приступил к поиску частного инвестора. Такого мы нашли в Америке. Один из частных фондов согласился помочь в строительстве двух промысловых судов. Это будут супертраулеры, способные заменить до пяти кораблей, работающих в тралфлоте сегодня. Сейчас ведутся переговоры с Россельхозбанком, который должен выступить гарантом платежеспособности АТФ с российской стороны. По договоренности с инвестором, суда для тралфлота построят «под ключ». С последующим расчетом, когда судно начнет ловить рыбу. Детали сейчас оговариваются. Ориентировочная стоимость каждого из судов - до 70 млн долларов. Сумма солидная, но с появлением таких траулеров в разы вырастет и рентабельность работы АТФ.
- Помимо обновления флота АТФ необходимо модернизировать береговую инфраструктуру. Какие шаги планируются или уже предпринимаются в этом направлении?
- Тралфлот уже приступил к строительству дополнительных холодильных мощностей на три тысячи тонн рыбопродукции на Маймаксанском грузовом участке. Имеющихся холодильников емкостью в две тысячи тонн не хватает. Объемы добываемой рыбы с увеличением квот возросли. Сегодня квота АТФ на все породы рыб составляет 110 тысяч тонн. Часть продукции с судов сразу перегружается покупателю. Но так происходит не всегда. Если собственные холодильные установки заполнены, приходится пользоваться складами других компаний, а это - дополнительные издержки. Новый холодильник будет построен на месте двух небольших складов предприятия. Проект, сделанный по нашему заказу, уже есть, фундамент тоже. Объем необходимых инвестиций порядка $2 млн, строительство предприятие намерено вести на собственные средства. Дополнительные холодильные мощности будут служить для временного хранения рыбы с судов, которые разгружаются в порту. А также позволят создавать запасы сырья для рыбоперерабатывающего завода АТФ, чтобы обеспечить его бесперебойную работу в зимний период. В рамках модернизации береговой инфраструктуры мы также предполагаем удлинить на 125 метров причал и расширить площади рыбоперерабатывающего завода. Сегодня он работает на пределе возможностей.
- Вы сказали, что объемы добываемой рыбы значительно увеличились. Не появились ли у Архангельского тралфлота проблемы с реализацией продукции?
- Трудностей нет. Напротив, существует некоторая конкуренция среди оптовиков за право работать с АТФ. Предложить такие большие объемы продукции по привлекательным для закупщиков ценам способны единичные предприятия. Сейчас мы работаем с крупными оптовыми покупателями, как на территории области, так и за ее пределами. Часть добытой рыбы, трески и пикши, идет на экспорт.
Напрямую с магазинами АТФ не работает. Единственное наше производство, которое поставляет продукцию в розничные торговые точки, - это рыбоперерабатывающий завод.
- Раз уж речь зашла о розничной торговле, как вы относитесь к идее Росрыболовства возродить сеть специализированных рыбных магазинов «Океан»?
- Я считаю, что возрождать «Океаны» нужно в городах, где наблюдается дефицит качественной рыбы. В Архангельске недостатка в рыбе нет. Другой вопрос, что морепродукты, продаваемые в наших магазинах, не всегда доступны для кошелька потребителей. Но чья здесь вина? Точно не производителей. Ценники Архангельского тралового флота кардинально отличаются от ценников на рыбу в торговой рознице. Например, самую дорогую селедку мы продаем по 25 рублей за кг, а на прилавках она стоит 70 рублей.
Появление специализированных «Океанов» проблему высоких торговых наценок не решит. К тому же не понятно, кто возьмет на себя задачу строительства таких крупных магазинов. Производителям это абсолютно не нужно. Впрочем, как и частному бизнесу. Если госказна готова выделять на это средства - пожалуйста.