Анна БЕЛЯЕВА | 11.01.2010 03:01:21
Арбитражный суд Стокгольма постановил взыскать с ОАО «ПО «Севмаш» $43,76 млн в пользу норвежской компании Odfjell ASA за невыполнение контракта на поставку 12 танкеров – химовозов. Об этом сообщает пресс-служба норвежской компании. Контракт на постройку 8-12 полнокомплектных крупнотоннажных судов проекта Р-668 «Севмаш» и Odfjell ASA был подписан в 2004 году. На тот момент это был самый крупный контракт, который норвежские заказчики когда-либо подписывали с российскими верфями.
Первый танкер на стапелях «Севмаша» заложили в декабре 2005 года. А в июне 2006-го, при закладке второго судна, был подписан договор на строительство еще четырех подобных судов. Всего стоимость строительства 12 судов по контракту составляла порядка $500 млн.
Танкеры должны были сдать заказчику до 2011 года. По данным пресс-службы Odfjell ASA, первое судно северодвинская верфь обязалась передать в 2007 году. Однако срок исполнения контракта, по подсчетам корабелов, мог затянуться на период до 14 месяцев. Кроме того, судостроительное предприятие настаивало на увеличении стоимости контракта. В то время как в документе оговаривалось, что стоимость постройки судов будет фиксированной.
Затягивание сроков и требования увеличения стоимости вынудили норвежскую компанию пойти на разрыв контракта по строительству химовозов, сообщает пресс-служба Odfjell ASA. Между тем, у руководства «Севмаша» обвинения в преднамеренной задержке исполнения контракта вызвали недоумение: исполнители заказа категорически отвергли обвинение и заявили, что добросовестно исполняли обязанности по строительству судов. Однако навязанное заказчиком положение контракта о фиксировании цены 2004 года на весь период строительства судов вызвало недостаток финансовых средств (затраты на постройку судов с выполнением всех требований заказчика оказались более высокими, чем предполагалось изначально), а переговоры об установлении новой цены результата не дали.
Odfjell аннулировала заказ в феврале 2008 года. В связи с этим компания обратилась в стокгольмский арбитраж с иском против «Севмаша», согласно которому предприятие должно было вернуть в качестве возмещения убытков и издержек порядка $100 млн.
Состоявшийся на днях суд отказал Odfjell в значительной части исковых требований и постановил возместить компании только часть ущерба – $43,76 млн. На ответчика лягут также 75% судебных издержек. На данный момент юристы «Севмаша» изучают постановление суда.
Для северодвинской верфи контракт с норвежцами был первым на строительство судов подобного класса. После разрыва договора с Odfjell ASA руководство предприятия официально заявило, что строительство танкеров-химовозов будет продолжено и впоследствии суда будут выставлены на продажу по рыночной стоимости.
Как сообщили «БК» в пресс-службе «Севмаша», на данный момент строительство танкеров приостановлено. Готовность первого судна составляет 70%. Специалисты предприятия не исключают, что вопрос о возобновлении строительства судов и их реализации будет решаться при участии руководства ОАО «Объединенная судостроительная корпорации», в состав которой входит «Севмаш».
Справка «БК»
Проектант заложенных на «Севмаше» судов – норвежская компания Kleven Design AS. Заказчик - Odfjell ASA - норвежская судовладельческая компания, одна из крупнейших в мире по перевозке нефтехимпродуктов. Основана в 1916 году. Основные технические характеристики танкера-химовоза проекта Р-668 таковы: наибольшая длина - 182,72 м, ширина – 32,2 м, высота борта - 18,35 м, водоизмещение – 45 тыс. т.
Фото: www.tea.ru