Лариса ТОРОПОВА | 02.07.2010 04:26:05
9 июля Архангельский траловый флот будет праздновать не только День рыбака, но и 90-летие своего предприятия. О том, каковы перспективы и трудности самого крупного рыбодобывающего предприятия Архангельской области, рассказал генеральный директор Юрий НИКУЛИН.
Последнее десятилетие в жизни АТФ не назовешь легким. Флот подвергся приватизации, потерял суда, работал с многомиллионными убытками. Потом стал государственным, тем не менее в 2004 году подвергся процедуре банкротства.
По словам генерального директора Архангельского тралового флота Юрия Никулина, в 2000 году было 120 млн рублей долгов по зарплате, «висел» большой долг в Пенсионный фонд… В 2007-м была завершена процедура финансового оздоровления предприятия. И все-таки, 2008 год был очень тяжелым. Если каждый год финансового оздоровления приносил прибыль, то 2008-й стал убыточным. Стоимость топлива в себестоимости продукции составляла 61%. Даже лов пикши стал нерентабельным, выручала треска. Руководитель убежден: только благодаря хорошей работе не только моряков и рыбаков, но и службы сбыта АТФ удалось сохранить платёжеспособность и вернуть тралфлоту финансовую устойчивость.
«В 2009-м мы «почистили» баланс, удалось закрыть убытки предыдущего года, ликвидировать дебиторскую задолженность еще 2001-2003 годов, в результате завершили год с прибылью. А в 2010 году даже первый квартал закончили с прибылью, неплохой финансовый результат будет, полагаем, и за полугодие», - отмечает Юрий Никулин.
На траловом флоте сохранили и кадры, несмотря на то, что после 2000 года около тысячи человек ушло на пенсию. Сейчас работает почти 3,5 тысячи сотрудников. В коллектив активно вливается молодежь...
Особая гордость руководства АТФ – удалось сохранить имущественный комплекс, что было очень непросто. В настоящее время завершается процесс возврата трех кораблей, которые были незаконно отчуждены Мавританией.
По разным причинам «Капитан Кононов» переименован в «Капитана Веселкова» (Веселков, как и Кононов, бывший капитан Архтралфлота, Герой Соцтруда). Корабль теперь находится в Кейптауне, где проведены большие работы по замене обшивки... Единственная проблема - нужно дождаться с Украины рыбомучную установку. Это судно будет работать в водах и по квоте Намибии на вылове ставриды. Архангельским тралфлотом заявлена в правительство Намибии квота на 7 тысяч тонн этой рыбы, есть надежда ее получить. Ведь Намибия во время визита президента Дмитрия Медведева высказалась за то, чтобы российские рыболовецкие суда там присутствовали.
«Юозаса Алексониса» и «Тралмейстера Могутова» поведем на ремонт на Балтику, есть также хорошее предложение от польско-германского предприятия, - отмечает генеральный директор. – Если «Тралмейстеру» требуется ремонт, который нам обойдется примерно в 6 млн евро, то «Юозасу Алексонису» не просто ремонт нужен, а модернизация. Полагаем, что к июлю эти корабли будут стоять в Европе. Все необходимые платежи мы провели, осталось дождаться оформления решения испанского суда».
В связи с большим объёмом ремонта и модернизации судов, которая обойдется примерно в 20 млн евро, постройку нового корабля АТФ не потянуть. «Полагаю, что, введя ещё три корабля, мы улучшим наше финансовое состояние. Рентабельность «Юозаса Алексониса» будет выше, чем работающих сейчас судов», - подчеркнул Юрий Никулин.
С получением квот проблем у тралфлота сейчас нет. Рыбодобыча идет на все промысловые виды. Появилась сельдь, ее популяция восстановилась – не ловили девять лет. Наблюдаются хорошие показатели по вылову мойвы.
Появилось много крупной трески, она в основном идёт на экспорт. Но в целом около 90% продукции АТФ реализуется на внутреннем рынке, в Архангельске и в других городах Северо-Запада. Чтобы сохранить ее свежесть, АТФ приступил к реализации инвестиционного проекта - строительство холодильного склада на 3 тысячи тонн продукции - в расчёте на собственные обороты. В планах предприятия - заняться разведением рыбы, создать рыборазводное подразделение.
© Фото: Алексей Липницкий