ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Вторник, 17 декабря, 2024 21:50

Будущий успех компаний – в парадоксе D2C


Олег ПАВЛОВ, администратор сообщества «Секреты развития бизнеса» | 01.12.2024 09:35:25
Будущий успех компаний – в парадоксе D2C

Однажды мой хороший знакомый Андрей позвал меня на чашку кофе в свою новую студию. Пока поднимались в его маленький офис, делился своими сомнениями: «Понимаешь, все твердят – без больших денег на рекламу и связей с сетевыми магазинами ничего не выйдет… А я просто хочу делать классный кофе и общаться с людьми, которые его по-настоящему ценят». Я тогда сказал ему: «Андрюха, ну ты и романтик!» И привёл цифры из бизнес-учебников, статистику провалов малого бизнеса, истории знакомых, которые пытались «взлететь» без серьёзных вложений.


Через три года я сидел в той же студии, но теперь здесь пахло свежеобжаренным кофе, усердно работала небольшая, зато слаженная команда, а на стене висела доска с графиком доставок – больше тысячи заказов в месяц. И каждый товар – не просто пакет с кофе, а персональная история: к нему прилагается рукописное вложение с рекомендациями по заварке, информация о сорте кофе и дате обжарки. На столе – потрёпанный ежедневник, куда Андрей, также от руки, записывает отзывы и идеи от клиентов – немного старомодно, зато душевно.

Как же небольшому бизнесу удаётся не только выживать, но и расти в мире, где, казалось бы, все ниши заняты крупными игроками? Ответ – в тренде, который стремительно набирает силу – модели бизнеса D2C (direct-to-consumer).

А что, так можно было?

Знаете, какая разница между моделями В2С (business-to-customer), В2В (business-to-business) и D2C? Представьте, что вы послали письмо, которое идёт через десять почтовых отделений. В первом случае (классическая B2C и B2B-модель) письмо проходит через цепочку посредников и стоимость растёт на каждом этапе. Во втором (D2C) – вы просто приходите к человеку и говорите: «Привет, вот что я хотел тебе передать».

На днях онлайн общался с Мариной, руководящей небольшим косметическим брендом в Ярославле. «Представляешь, – сказала она, – раньше мы делали классный продукт, отдавали его дистрибьютору и… как будто в чёрную дыру. Не знали, дошёл ли он до покупателя, понравился ли. А теперь я каждый день читаю отзывы, общаюсь с клиентами в WatsApp напрямую, знаю, что им нужно, знаю про наши косяки и тут же исправляю. Быстро тестирую новые продукты и получаю мгновенную обратную связь!»

Большая ложка дёгтя в бочке мёда

При этом сказать, что D2C – это сплошные плюсы, было бы неправдой. Есть очень серьёзные подводные камни в этой модели, невидимые в начале пути.

Вот пример. Ещё один мой приятель год назад запустил бренд органической косметики. Продукт и вправду был классный, натуральный, упаковка – супер. Но через полгода он чуть не разорился. Я столкнулся с ним в одну из поездок в Питер. Дима выглядел измотанным и угрюмым. «Знаешь, что самое обидное? – рассказывал он мне за чашкой кофе. – Товар отличный, клиенты довольны. Но я чуть с ума не сошёл, пытаясь всё контролировать: склад, логистика, обработка заказов, претензии… В один момент курьер заболел, склад завалил сроки, а я сижу один и разгребаю гневные сообщения от клиентов. До трёх ночи отвечал недовольным покупателям, а в шесть утра уже ехал на склад разбираться с поставкой…»

Эта история поучительна. Когда работаешь напрямую с клиентом, нет волшебной феи-посредника, которая возьмёт на себя часть твоих забот. Но зато есть контроль над каждым этапом и возможность всё исправить. Кстати, Дима вроде как решил главные проблемы, и его перспективы выглядят достаточно оптимистично.

Как это работает у других?

Вы, возможно, слышали о российской компании Natura Siberica – она как раз начиналась как небольшой бренд косметики где‑то в Сибири. Теперь этот бренд известен и за пределами страны. Главное в стратегии развития компании – прямое взаимодействие с клиентами не только онлайн, но и оффлайн. Активно продвигаются мастер-классы, где участники могут узнать о производстве косметики из местных ингредиентов, философии бережного отношения к природе.

Или компания Zasport – казалось бы, обычный бренд спортивной одежды. Но его владельцы не просто продают вещи. Однажды видел их мероприятие в парке Горького – собрали клиентов на утреннюю пробежку, потом полезный завтрак, общение… Я наблюдал, как люди обменивались контактами, делились впечатлениями, обсуждали следующие встречи. Клиенты не просто покупают продукт этой компании – они становятся частью сообщества единомышленников.

Очевидно, что основное отличие компании модели D2C от других – прямое общение с клиентами и обратная связь, гибкое и быстрое реагирование на изменения рынка и, главное, – создание нового опыта в жизни человека. Не просто продажа, а впечатление.

Технологии меняют правила игры

Что действительно изменило ландшафт розничной торговли? Технологии. Верно отметил один из руководителей такой компании: «Пять лет назад, чтобы запустить интернет-магазин, нужно было или нанимать команду разработчиков, или покупать готовое решение за безумные деньги. А сейчас? Конструктор сайтов, интеграция с платёжными системами, автоматизированная логистика – всё доступно практически «из коробки».

Что я понял из всего этого

За эти три года наблюдений за D2C-бизнесами я вывел для себя несколько ключевых принципов:

1. Большие бюджеты не главное. Главное – быть ближе к клиенту, чем твои конкуренты. Слышать, понимать, реагировать. Тогда каждый клиент может стать постоянным. А вы экономите на рекламе и получаете гарантированный долгосрочный доход.

2. Эти технологии теперь доступны всем. Wildberries или Ozon дают инструменты, о которых раньше можно было только мечтать. Важно правильно их применять.

3. Данные – эквивалент денег, но только если умеешь их использовать. Не просто собирать информацию о клиентах: нужно уметь превращать её в ценность для них же.

4. Сообщества важнее конверсии. Да, можно потратить миллионы на рекламу и получить всплеск продаж. Но лояльное сообщество клиентов – это актив, который будет работать годами.

Заключение

Что самое интересное? В мире, где всё автоматизируется и цифровизируется, люди всё больше ценят человеческое отношение.

Да, мой знакомый Андрей мог бы просто продавать кофе через маркетплейсы. «Знаешь, – сказал он мне, – иногда думаю: может, стоило послушать тех, кто говорил про большие бюджеты и сети? Но потом приходит очередной клиент, мы говорим о кофе, о жизни, пробуем новый сорт… И я понимаю: нет, всё правильно сделал».

Наверное, в этом и есть главный секрет успеха в D2C – это не про прямые продажи, это про прямые отношения. Когда все пытаются продать побольше и подороже, побеждает тот, кто не забывает, что по ту сторону экрана – живые люди, которые всё больше ценят не обезличенную продажу, а доброе отношение и новый опыт.

Думаю, лучший продукт – не просто товар, а впечатление, которое ты проживаешь вместе с клиентом.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей