Артём БОТЫГИН. Фото Екатерины Ерёминой и Михаила Денисова | 07.10.2017 01:57:15
Остекленные элементы – тренд последних десяти лет в архитектурном облике Архангельска. Так выглядят городские торговые и деловые центры, на них стараются походить и новостройки. На фасадах домов все чаще можно увидеть промышленных альпинистов, которые моют окна или ремонтируют межпанельные швы. Мы пообщались с представителями этой редкой «сидячей» профессии, чтобы узнать о тонкостях работы на высоте и специфике рынка.
Хотя в спектре высотных работ есть такие, как уборка снега с крыш и летний ремонт кровли, промышленный альпинизм нельзя назвать сезонным занятием. Участники этого рынка считают его стабильным и чувствуют заметные изменения только при глобальных скачках экономики.
«Расширение рынка происходит, пожалуй, только когда заканчиваются кризисы и начинается бурное развитие всего и вся. Например, рекламная отрасль оживает, когда идет подъем экономики, и сразу поступает большое количество заявок для альпинистов», – рассказал «БК» спасатель международного класса с более чем 20-летним стажем Михаил НАПОЛЬСКИХ.
Он, как и многие коллеги, пришел в профессию из службы спасения. До появления специальных образовательных учреждений институт МЧС был основной школой, воспитывающей профессиональных промышленных альпинистов. Сейчас профильные обучающие центры есть и в Архангельске, а также, по словам Михаила Напольских, пройти базовое обучение и получить «корочки» можно даже в Интернете.
«Но бросаться в эту профессию как в омут с головой точно не стоит. Нужно пройти обучение, поработать какое-то время «вторым номером» или подсобником в бригаде, чтобы хотя бы посмотреть, как это происходит. Некоторые психологический барьер не могут преодолеть. Кто-то, один раз попробовав, отказывается навсегда. Из ста человек примерно десять начинают работать, а из этих десяти остается в профессии надолго еще меньше», – добавил Михаил Напольских.
.
Один из таких оставшихся – Александр МОКРЕЦОВ. Он создал и развил заметную по меркам рынка промальпа в Архангельске компанию, занимающуюся работами на высоте.
По мнению Александра, это – «непаханное поле», где можно преуспеть, если изучать и использовать маркетинговые инструменты. Большинство компаний, занимающихся такими работами, основали бывшие спасатели из МЧС, а это значит, что такие люди – специалисты-универсалы и могут работать на высоте. Маркетинговые способности для и без того широкого списка их умений – уже слишком, и людей, сочетающих все эти качества, мало.
«В какой-то момент я понял, что работать по найму больше не могу. И решил реализовывать себя как предприниматель. Три года назад еще действовал как ИП со своей неоформленной бригадой. Тогда для меня было серьезным шагом снять офис и заняться развитием своей фирмы. Но я очень быстро ощутил эффект от продвижения. Директор одной управляющей компании как-то сказал, что работает только с нами, потому что у нас «даже офис есть». Это тоже своего рода маркетинговый инструмент», – поделился с «БК» Александр Мокрецов.
По его словам, как и любые специалисты, промышленные альпинисты востребованы всегда.
«Работы очень много. Самый острый вопрос – нехватка хороших сотрудников. В среднем специалисты этой сферы могут получать 50 тысяч рублей в месяц, вакансии всегда открыты. Например, работая у нас, имеешь перспективу отправиться на платформу «Приразломная». У нас есть действующий договор с «Газпромом», который мы пролонгируем каждый год. Но, чтобы туда попасть, нужно пройти обучение в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала Макарова в Санкт-Петербурге. Все очень серьезно», – пояснил Александр.
В крупных городах компании, занимающиеся промышленным альпинизмом, со временем сужают специализацию, переходя, скажем, только на установку кондиционеров или мытье окон. В Архангельске же ситуация обратная: выгоднее расширять перечень предлагаемых услуг. К примеру, больше половины дохода компании Александра Мокрецова приносят кровельные работы.
«Если вы просто создали фирму, сидите и ждете клиентов, то все у вас действительно все может быть плохо. А если изучаешь маркетинговые инструменты, применяешь их – заказов будет много», – добавил предприниматель.