Алина РОМАШОВА. Фото vk.com/babyshka29 | 20.06.2025 20:11:24

Жительница Березника Наталья ШОХИНА однажды решила сшить простую тряпичную куклу – и не смогла остановиться. Она создала целый деревенский мир, в который авторские персонажи будто пришли из старого фотоальбома: настоящие, узнаваемые, свои. О том, как хобби стало делом жизни, где найти аутентичность и почему ведение соцсетей – неотъемлемая часть творческого стартапа, мастерица рассказала «Бизнес-классу».
Наталья родом из посёлка Рочегда Виноградовского района. В её детстве не было Барби – лишь лоскутки из бабушкиного мешка и много фантазии. Из лоскутков Наталья мастерила кукол: с каркасом из проволоки, подвижными руками и ногами, но без лиц – просто не умела их рисовать. Тогда она и не догадывалась, что именно эта особенность со временем станет её визитной карточкой.
Шитью Наталья училась сама и на кружках, использовала выкройки из журналов «Крестьянка» и «Работница». Эти миниатюрные модели идеально подходили для кукол, и постепенно у неё дома появился целый «город» из тканевых мальчиков и девочек.
«Рукоделие в деревне воспринималось как путь к профессии швеи. А это низкооплачиваемая работа. Но если бы я тогда сказала, что хочу шить, скорее всего, выучилась бы на швею», – вспоминает Наталья. Вместо этого она окончила музыкальный колледж в Архангельске с красным дипломом и вернулась в Рочегду – преподавать фортепиано и теорию музыки. Позже получила образование культуролога.
Музыка оставалась в жизни, но всё же чего‑то не хватало. И около 12 лет назад Наталья вернулась к старому увлечению. Начала с популярной тогда куклы «Тильды», у которой на лице лишь глазки.
«Когда у меня стали покупать кукол, пришло понимание, что это интересно не только мне. Хотелось отдачи, а не просто складывать свои творения в ящик. Я ездила на ярмарки, фестивали, но продажи были нестабильными», – продолжает она.
На ярмарках Наталья увидела, что куклы в современном стиле выглядят чужеродно на фоне традиционных изделий, захотелось чего‑то более аутентичного. Так она пришла к народной кукле без лица, основанной на образах обережных игрушек.
«Я даже открыла ИП. Под своим брендом «Виноградье» продавала кукол через сувенирные лавки, музеи. Это уже была полноценная работа – хоть и немного по шаблону», – поясняет Наталья Шохина.
«Нужной, интересной, моей»
Со временем Наталья почувствовала, что простая сувенирная кукла ей больше неинтересна. Не хватало смысла, идеи, глубины. Переехав в Березник, Наталья закрыла ИП и сосредоточилась на собственном развитии. Начала ездить на семинары, где изучала этнографические куклы – те, что создаются по музейным образцам.
«Мне повезло встретить Веру Алексину – московского мастера, которая шьёт народные куклы на современный лад. Купила у неё несколько курсов и адаптировала фишки её технологии под своих тканевых бабушек», – рассказывает Наталья.
В начале 2024 года неожиданно популярной стала её кукла «Суббота» – бабушка в платочке, с половиками и веником. Образ вдохновлён картиной Ольги Величко «Предпраздничный снег». Подписчики просили не только повторить куклу, но и провести мастер-классы. Так у Натальи Шохиной появились первые видеоуроки.
«Тогда я наконец почувствовала стабильность в заработке и оформила самозанятость. Поняла, что пора относиться к этому делу не как к хобби с доходом, а как к полноценной работе – нужной, интересной, моей», – говорит она.
Обретя свой стиль, Наталья стала расширять коллекцию. Её бабушки и дедушки появляются в разных ролях и образах: поморы с тарелкой рыбы, бабушка, укачивающая младенца, женщины с саженцами картошки, бородатый рыбак… У всех – свой характер, несмотря на то, что у фигурок нет лиц.
«Меня зацепило, что именно такая кукла оставляет место фантазии. Человек может представить в ней именно своих бабушку или дедушку. А ещё мои интерьерные куклы – это отсылка к народной кукле-мотанке, которая тоже часто была без лица», – объясняет Наталья.
Эскизов она не делает – образы складываются в голове. И хотя в процессе можно немного менять детали – одежду, аксессуары – поза должна быть определена сразу. Конструкция не позволяет изменить её потом.
Соцсети – это работа
Наталья Шохина уверена: чёткая идея важна не только в создании изделия, но и в его продвижении. Осенью прошлого года она поставила себе цель: развить сообщество «ВКонтакте». С тех пор регулярно публикует посты, прошла курсы по маркетингу и открыла клуб, где делится эксклюзивными мастер-классами в обмен на донаты. В занятиях поучаствовали уже более 400 человек, а количество постоянных учениц в клубе превысило сотню.
«Как‑то раз во время обучения я спросила у эксперта, как преодолеть страх делиться своими приёмами и секретами? Она ответила просто: да, идеи могут забирать, но обойти вас не смогут. Вы всё равно будете на шаг впереди, если продолжите развиваться. И даже если кто‑то повторит задумку, всё равно сделает по-своему. Мастер проходит долгий путь, сталкивается с трудностями, которые нельзя передать в двух словах», – отмечает Наталья.
Она считает, что ведение соцсетей чем‑то похоже на игру: сегодня 20 новых подписчиков, а завтра – хочется больше. И этот процесс затягивает.
«Это настоящая работа. Не так, что сегодня захотела – выложила пост, а потом неделю тишина. Я стараюсь публиковать хотя бы один пост в день, а лучше два. Строю воронки продаж не по принципу «купи – купи – купи», а мягко подогреваю интерес. На такой подход люди лучше реагируют», – объясняет мастерица.
Параллельно Наталья тестирует другие площадки – Pinterest, «Ярмарку мастеров» и даже Avito. Последняя удивила: этот сервис она сначала использовала только ради удобной доставки, но куклы, размещённые в объявлениях для конкретных покупателей, неожиданно начали заказывать другие люди.
Расти… вместе с куклами
Наталью Шохину вдохновляет повседневная жизнь: случайные фотографии, выражения лиц, движения, ткани, уличные прохожие, кино. Большой источник идей – интернет. Мастерица собирает образы, сохраняет фотографии бабушек и дедушек, изучает их одежду и позы.
Но не меньше энергии привносят и сами заказчики. Когда они получают куклу и пишут Наталье, делятся эмоциями, она понимает: всё не зря. Это не просто игрушка или сувенир – это предмет, который дарит радость, тепло людям из разных уголков России, а порой даже за рубежом, напоминая владельцам об их малой родине. Кстати, покупателями кукол часто становятся жители мегаполисов.
Иногда заказы бывают нестандартными. Так, однажды клиентка попросила создать куклу мужчины-помора в лодке – в подарок экологу, гордящемуся своими северными корнями. Образ получателя был описан только словами. Мужчину Наталья представить смогла, а вот лодка стала настоящим испытанием. Из дерева мастерить она не умеет, покупать готовую – слишком дорого. Начались поиски. Перебрала десятки фотографий, пробовала делать лодку из разных материалов. Лишь с третьей попытки удалось добиться нужного результата. В ход пошли подручные вещи. Например, из старой советской авоськи получилась рыбацкая сеть.
Такие сложные заказы, по словам Натальи, порой вызывают даже внутренний протест.
«Думаю: зачем взялась? Как я это сделаю? А потом говорю себе спасибо: научилась шить лодку, пиджак и так далее», – уточняет собеседница «БК».
Наталья мечтает перейти от одиночных кукол к целым коллекциям: чтобы на выходе получалась не просто бабушка у печки, а сцена из деревенской жизни, атмосфера которой так близка мастерице. Она хочет создавать кукольные истории – маленькие зарисовки, наполненные настроением и смыслом.
Сейчас в жизни Натальи Шохиной начинается новый этап: она уходит из музыкальной школы и полностью посвящает себя творчеству. Ещё одно важное решение – освоение новой профессии: окончила обучение и получила диплом практикующего арт-терапевта. Куклы, коллекции, новая специальность, творческое сообщество – всё это складывается у Натальи в цельную бизнес-конструкцию.
«Хочу жить в гармонии с собой. Не разрываться. Делать то, что люблю. И чтобы это приносило стабильный доход», – добавляет она.