Записала Ирина ФОКИНА | 18.10.2017 16:09:11
Не дающая покоя идея, хорошая команда, нездоровая выносливость и опыт, о котором периодически стоит забывать, – таков рецепт любого успешного проекта, считает коммерческий директор и сооснователь компании «Умная касса Мерката» Антон ЕЛИКОВ. На открытии федеральной программы «Ты - предприниматель» в Архангельске он поделился своими взглядами на то, как построить с нуля бизнес федерального масштаба, приносящий высокий доход.
— Я не был предпринимателем со студенческой скамьи — работал в крупных компаниях наемным сотрудником, продавал программные продукты, занимался монетизацией сложных бизнес-процессов, но вдруг понял, что мне чего-то не хватает.
В ноябре 2012 года на одной конференции встретил старого знакомого, который предложил вместе реализовать крутую идею. В цепочке поставок товаров от производителя до потребителя большое количество звеньев, в связи с чем появляется необходимость друг с другом взаимодействовать, но происходит это крайне дискретно и по ситуации. В результате возникает «эффект хлыста».
Допустим, я торгую квасом. Наступило лето, стало тепло, кваса у меня продается много. Надо заказать еще. Поставщик собирает все заказы, включая мой, и при этом понимает, что нельзя допустить ситуацию отсутствия товара на складе, поэтому закладывает 30% в страховой запас и бежит к производителю. Тот, соответственно, отгружает ему продукт, а сам думает: спрос растет, значит, надо закупить больше сырья и тоже со страховым запасом. В результате небольшое колебание в розничной точке приводит к очень серьезному эффекту на другой стороне цепочки поставок. Производителям и поставщикам приходится брать новые кредиты, содержать склады из-за маленькой проблемы: незнания, как товар продается на полке.
Федеральный закон №54 обязывает предпринимателей обзавестись онлайн-кассами, чем, по сути, и является наш продукт. Но если заглянуть «под капот», то можно увидеть, что это компьютер, заточенный под определенную сферу деятельности. В нашем случае объединяются элементы цепочки поставок для того, чтобы дистрибьюторы и производители знали, как продается конкретный товар в розничных магазинах, и были в курсе, сколько его понадобится в дальнейшем.
Это классная история, но, когда мне только предложили участвовать в проекте, пришлось все взвесить: на одной чаше весов была работа в крупной компании с очень большими доходами, хорошими условиями, командировками по всему миру, а на другой – стартап, в котором нет никакой ясности, но есть команда и понимание, что ты можешь создать что-то свое и эта идея позволит улучшить экономику страны.
Есть такая шутка: единственное, что нужно сделать, чтобы парашют раскрылся, – это выпрыгнуть из самолета. И я решил рискнуть, потому что понял, что иначе мой парашют может не раскрыться никогда. В общем, уже в начале 2013 года я перечеркнул свою прошлую жизнь и начал с командой единомышленников реализовывать эту идею. По бизнес-плану нам нужно было два миллиона долларов, и денег у нас, конечно, не было. Но нам было уже все равно: мы выпрыгнули из самолета.
Мы воспользовались старой американской поговоркой – fake it until you make it: сделай вид, что у тебя уже что-то получается. Это поможет уберечься от очень серьезной ошибки. Можно потратить эти два миллиона долларов, сделать продукт, выйти с ним на рынок, и рынок скажет: что-то не то, можно по-другому? – а деньги ты уже потратил. Поэтому мы вышли на рынок с условно фейковым решением. В итоге в 2015 году бизнес-идея, которую мы продвигали, победила в двух конкурсах, что дало нам отличную рекламу. В нашем еще не доработанном сервисе зарегистрировались и начали им пользоваться 18 тысяч магазинов. Это называется «бомж-маркетинг»: бюджет нулевой, а на выходе результат. После этого в нас поверили инвестиционные фонды, один из них дал нам заем, который помог дальше развивать проект.
Теперь я могу рассказать, каков рецепт успешного бизнеса. Первое, что должно обязательно в нем присутствовать, – это идея, которая заставляет вставать в пять утра или вообще не ложиться спать, не дает успокоиться. Вторая составляющая – команда. В моей – пять человек. У всех нас бывают неудачи, но когда ты видишь, что твой партнер после временного провала собирается, впрягается, двигается вперед, ты понимаешь, что тоже так можешь. Третий важный момент – это нездоровая выносливость. Именно нездоровая. Четвертая составляющая – тестирование своих идей. Все нам кажется, что мы придумали что-то действительно крутое. Но пока не покажешь свою идеи миру, вероятность того, что она не воплотится, крайне высока.
Вся эта история может закончиться тем, что вы потратите силы, время и… получите опыт. Опыт – это тоже неплохо. Он является пятой важной составляющей, которая нужна для достижения результата в бизнесе. Но есть нюанс. Опыт мешает нам всем. Взгляните на детей: они не боятся падать, легко встают на горные лыжи и сноуборд, исполняют всевозможные пируэты... У них нет опыта, они делают все что хотят, просто потому, что не знают, что это невозможно.