ИЛИМ-ПАЛП_2020
F5

В Архангельской области обсудили проблемы федерального лесного законодательства


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото автора и Павла Кононова, http://dvinanews.ru/ | 08.02.2020 15:30:00
В Архангельской области обсудили проблемы федерального лесного законодательства

Сразу несколько законопроектов, в корне меняющих отношения в лесной отрасли, рассматриваются сейчас в Правительстве России. О том, какие именно нововведения ждут бизнес, главных проблемах ЛПК, а также о перспективе создания госкомпании — Российского лесного оператора — шла речь на выездном заседании рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства при Совете Федерации. А проходило оно в Устьянском районе Архангельской области.


Перед центральным мероприятием гости — сенаторы, представители Правительства и Госдумы РФ, Рослесхоза, ФНС, таможни, прокуратуры, ведущих лесных регионов и предприятий — несмотря на довольно крепкий мороз, с заметным интересом посмотрели делянку, основные производственные площадки, лесопитомник и некоторые социальные объекты Группы компаний «УЛК».

В небольшом поселке Богдановский им показали уютный Дом культуры с залом на 120 мест и только что открывшийся разноцветный детсад «Чебурашка», а в селе Березник — прекрасно оснащенную, даже по меркам больших городов, гимназию и Ледовый дворец. 

ustiyani_ledovaya.jpg

Там генеральный директор ГК «УЛК» Владимир БУТОРИН продемонстрировал, что и в хоккей играет хорошо: дружеский матч между командами предприятия и Рослесхоза дипломатично закончился по счетом 9:9.

Нужный фон для разговора был задан.

Что имеем и храним

«Порядок в лесу может быть только там, где есть настоящий хозяин, а органы власти создают условия для эффективного развития отрасли, опираясь на лучшие примеры ведения бизнеса: мы увидели это здесь, в Устьянском районе», – отметил заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Юрий ВОРОБЬЁВ, еще раз поблагодарив в начале заседания Владимира Буторина и губернатора Архангельской области Игоря ОРЛОВА.

Вице-спикер верхней палаты парламента напомнил о том, что в лесной отрасли России существует ряд системных проблем. Прежде всего, отсутствует актуальная информация о состоянии и стоимости ресурсов: «это усложняет долгосрочное планирование и инвестирование». Проще говоря, мы в точности не знаем, сколько леса у нас есть и какого он качества.

По словам главы Рослесхоза Сергея АНОПРИЕНКО, регионы вынужденно сокращают финансирование лесоустроительных работ, применяются более дешевые, но и менее точные инструменты. Выходом должна стать передача этих полномочий на федеральный уровень — такой законопроект уже внесен в Правительство РФ.

ustiyani6.jpg

«Лесоустройство - архиважная проблема для нашего региона, — выразил свое мнение Игорь Орлов. - Данные устарели, достоверной информации всего 20%. По решению судов, вынесенных по искам прокуратуры, на область возложена обязанность провести лесоустройство на территории общей площадью 9,7 млн гектаров на сумму порядка 1,4 млрд рублей. А для того чтобы полностью актуализировать «лесную» информацию конкретно для Архангельской области, нужно 5 млрд. Конечно, мы поддерживаем передачу полномочий по лесоустройству на федеральный уровень и хотим, чтобы это было сделано как можно скорее».

Как прозвучало на заседании, у регионов обещают забрать и дорогостоящие функции лесного надзора, а также авиационной охраны лесов.

Лесная госкомпания — решение или планы?

Одна из самых обсуждаемых в отрасли новостей: глава Рослесхоза подтвердил, что идея появления публично-правовой компании — Российского лесного оператора — обретает реальные очертания.

«Проанализировав международную практику устойчивого управления лесами, мы пришли к выводу, что мир идет по пути создания специализированных государственных компаний. Предлагаем уже в текущем году приступить к обсуждению создания в нашей стране Российского лесного оператора, с функциями по использованию, охране и защите, воспроизводству лесов на землях лесфонда. Это позволит эффективно решать государственные задачи, в том числе привлекая внебюджетные средства», - заявил Сергей Аноприенко.

Также он рассказал, что в 2019 году был проведен анализ и аудит договоров аренды лесных участков в разных регионах. Всего проверено порядка 4500 договоров, и практически в каждом втором выявлены нарушения.

ustiyani7.jpg

«Это я еще не говорю о незаконных рубках. Их объем в стране снижен до 1 млн кубов. Но все равно это не просто много - сверхмного, в некоторых регионах превышены все допустимые нормы морали и бизнеса. Для наведения порядка потребуются дополнительные финансовые ресурсы, но без натурных проверок мы точно не улучшим качество работы. Приняты меры по увеличению численности государственных лесных инспекторов на 2000 человек. Не менее важное условие - улучшение материально-технического оснащения и повышение уровня заработной платы в этой сфере», - считает глава Рослесхоза.

Сергей Аноприенко добавил, что уже подготовлен законопроект, предусматривающий регистрацию и учет в ЛесЕГАИС всех мест складирования древесины, а также ведение электронного сопроводительного документа на нее.

Нуждается в корректировке

Выступая на заседании рабочей группы при Совфеде, губернатор Архангельской области отметил, что власти нашего региона «очень волнует вопрос дальнейшего инвестирования в лесную отрасль». Об этом же говорили представители других лесных регионов и руководители предприятий. Что не так с этим направлением, где частные инвестиции исчисляются сотнями миллиардов рублей?

Как напомнил Игорь Орлов, основные вложения в ЛПК сегодня приходятся на приоритетные инвестиционные проекты.

«Еще десять лет назад лесная отрасль в регионах характеризовалась высокой степенью износа оборудования, энергоемкими и экологически устаревшими технологиями. В 2007 году открылся механизм господдержки приоритетных инвестпроектов, и эта возможность у нас в регионе, я считаю, использована на очень высоком уровне. Общий объем фактически вложенных средств составил 71,6 млрд рублей. Из 10 крупнейших инвестпроектов в ЛПК семь уже завершено, создано более 5000 высокопроизводительных рабочих мест», - рассказал губернатор.

ustiyani2.jpg

По мнению Игоря Орлова, постановление Правительства РФ от 23 февраля 2018 года №190, регламентирующее порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов, по некоторым позициям нуждается в корректировке.

«Что, к примеру, делать с заявкой инвестора при отсутствии необходимого объема лесных ресурсов для полного обеспечения проекта? Оснований отказать ему нет. Леса под проект тоже нет. При этом отсутствует и режим резервирования участков для потенциально готового к реализации инвестпроекта в период его отработки. Нужно думать над тем, как выйти из этой ситуации», - привел пример глава региона.

Долгосрочные отношения арендаторов лесных участков и государства — вопрос одновременно и тонкий - в поиске баланса интересов, и самый богатый на предложения: от отстранения предприятий от аукционов за просрочку арендных платежей, «замены» обязательств по лесовосстановлению денежной компенсацией (со стороны властей субъектов РФ) до увеличения срока аренды лесов «хотя бы на 200 лет» (от бизнеса).

ustiyani_butorin.jpg

«Я предлагаю законодательно разрешить арендаторам осваивать всю неиспользованную в предыдущие годы расчетную лесосеку, когда это им экономически выгодно, - сказал в своем выступлении Владимир Буторин. - Сегодня получается так, что лесом, своевременно оплаченным на корню, мы можем воспользоваться только в течение трех лет, и то в пределах объема по конкретному лесничеству и только при условии полного освоения «расчетки» текущего года. И еще несколько моментов. Я хочу и могу сделать лесоустройство на арендованной территории за счет собственных средств и легитимно применять полученные данные, но сейчас это практически невозможно — надеемся на подвижки в решении этого вопроса. Срок действия государственных программ поддержки предприятий ЛПК, на наш взгляд, должен составлять не менее 5-7 лет. Группа компаний «УЛК» сейчас реализует несколько инвестпроектов в расчете на такую поддержку, но ни одна из программ не работает больше двух лет».

По словам Владимира СЛАВУЦКОГО, вице-президента по связям с государственными органами и общественностью Группы «ИЛИМ», норма Лесного кодекса РФ, разрешающая заключение договора аренды на новый срок с добросовестными лесопользователями без аукциона, существует лишь номинально: в ряде регионов, в том числе и в Архангельской области, ею не воспользоваться.

ustiyani3.jpg

«Получил за 49 лет срока аренды две формальные «административки» - и все, ты «недобросовестный» лесопользователь. Фактически не работает и механизм получения леса под инвестиционный проект в соседнем регионе, когда своего не хватает, а там есть, причем в пределах транспортной доступности», - добавил Владимир Славуцкий.

Как заверил Юрий Воробьёв, предложения и замечания будут учтены при составлении итогового решения рабочей группы. Документ планируют доработать в течение двух недель и затем направят в Правительство РФ и другие федеральные органы власти. Лесной кодекс, в отличие от Налогового и Уголовного, все-таки кодекс компромиссов.

Комментарии

Юрий ВОРОБЬЁВ, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ:

vorobiev.jpg- Выездное заседание рабочей группы проводилось в Архангельской области, потому что здесь в лесном комплексе работает сильный, социально ответственный бизнес, здесь мы наблюдаем очень хороший пример взаимодействия между предприятиями и губернатором, правительством региона. Надеемся, что такой опыт будет распространяться у нас в стране. Отдельного внимания заслуживает успешная практика Архангельской области в создании Единого лесопожарного центра — информацию о его деятельности также надо транслировать в другие регионы.

Мы обсудили ряд системных проблем отрасли. Лесной надзор сегодня передан регионам, а у них нет ни ресурсов, ни возможностей для реализации этих полномочий. Необходимо поднять эти функции, а также авиалесоохрану на федеральный уровень, с достойным финансированием. Очень важно, чтобы договоры аренды лесных участков, которые сейчас оформляются от лица субъектов РФ, были тщательно продуманы и исполнялись в полной мере. Скорейшего решения требует вопрос внедрения в оборот древесины прозрачных, в том числе биржевых механизмов.

Я пока не хочу подробно говорить о возможности создания единого органа управления лесами в стране — это преждевременно. Но сама идея существует, звучат разные точки зрения. Это один из путей решения множества задач, связанных с рациональным использованием лесных ресурсов.

Алексей МАЙОРОВ, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

mayorov.jpg- Совет Федерации сейчас плотно занимается вопросами лесопромышленного комплекса, потому что мы чувствуем — от него зависит развитие экономики страны в целом. Решили, что посетим три региона: в Дальневосточном федеральном округе, Сибирском и Северо-Западном. Архангельская область стала первой. Хозяйство, в котором мы сейчас находимся, - одно из сильнейших в стране. Впечатления великолепные. Мы рассчитывали прежде всего посмотреть производство — какая техника используется, в каких условиях работают люди, какие социальные гарантии им предоставляются. Это очень важно. На предприятия ЛПК Архангельской области приезжают из других регионов, остаются здесь жить и работать. Социальную ответственность бизнеса здесь мы наблюдаем в полном объеме.

Сейчас много говорится о том, кому должен принадлежать лес и кто его сможет более рационально использовать. Возможно, это будет все-таки государственная корпорация. Но здесь, к примеру, мы видим, насколько качественно частная компания может управлять этим ресурсом, не только потребляя его, но и восстанавливая, причем не только на своих участках.

Уже два года, как бюджет России от использования лесов получает денег больше, чем тратит на их содержание. На мой взгляд, надо изучать варианты, чтобы эти средства не уходили в федеральный центр, а оставались в регионах, которые сами найдут возможность эффективно их применять.

Игорь ОРЛОВ, губернатор Архангельской области:

orlov_ustiyani.jpg- Архангельская область — регион развития в лесной отрасли, и вопрос совершенствования законодательства в поддержке приоритетных инвестпроектов для нас очень важен. Сегодня мы говорили также о проблемах лесоустройства — решение о передаче полномочий в этой сфере на федеральный уровень видится оптимальным. С интересом выслушал информацию о новых цифровых технологиях в ЛПК, опыте Московской области — мы этим тоже занимаемся и будем развивать.

Очень тщательно прорабатывается вопрос о доступе к лесным ресурсам малого и среднего бизнеса. Предприниматели переживают очень непростое время, поскольку законодательные новеллы существенно усиливают возможности крупных компаний. Мы пытались объединить субъекты МСП в Поморский лесной технопарк, но, к сожалению, работать в таком же режиме, как большие инвестпроекты, предприятия не смогли. Есть другой вариант - малые инвестпроекты. Мы заинтересованы в предоставлении леса там, где он не перепродается, а находится в переработке — в данном случае в локальных объемах, для нужд поселений, межрайонной кооперации. Но остаюсь при мнении, что наиболее значимый пласт возможностей МСП в лесном секторе — это работа в инфраструктуре, логистике в связке с крупными инвесторами.

Очень рад, что столь высокое собрание имело в эти дни возможность познакомиться с производственными и социальными проектами, которые реализуются «УЛК». Все это никоим образом не поручения сверху — это инициатива бизнеса, понимание потребностей территории и необходимости создания достойных условий для жизни людей. Наша задача - все инструменты, которые есть у региональной власти, использовать для того, чтобы поддержать подобного рода проекты.





Возврат к списку

Ваше мнение


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5