Текст: Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 13.04.2012 07:02:04
Спорный документ под названием «Национальная лесная политика» стал одной из тем Архангельского международного лесного форума. Несмотря на то, что в ее продвижении принимают участие Всемирный банк, WWF и Правительство России, юридический статус доктрины под вопросом: пока это всего лишь перечень благих намерений, которые призваны помочь регионам бороться с лесными пожарами, «черными» лесорубами и прочими паразитами, покушающимися на зеленое «золото» страны.
Начало «лесного» сотрудничества Всемирного банка и России относится к 1995 году. С 2002-го страна одалживается у банка на реализацию различных программ по устойчивому лесопользованию, причем до 80% предоставленных средств уходит на систему охраны лесов от пожаров. Этому же направлению посвящен международный «Лесной проект-2» в рамках Европейской политики добрососедства (ЕПД ФЛЕГ), в финансировании которого готовы участвовать страны, зависимые от поставок российской древесины: чтобы мы ненароком не сожгли оставшиеся запасы тайги и притаежных регионов.
По словам Марины СМЕТАНИНОЙ, координатора программы ЕПД ФЛЕГ в России, Архангельская область, в компании с Воронежской, Красноярским и Хабаровским краями, вошла в число репрезентативных регионов, получивших «серьезную рекомендацию» Рослесхоза не допустить повторения лета 2010 и 2011 годов, когда эти территории не покидали «огненных» сводок. К слову, более половины пожаров произошло не из-за стоявшей жары, а под влиянием человеческого фактора.
По оценкам делегатов Всемирного банка, Архангельская область благоразумно приняла рекомендации федерального центра к сведению, и ситуация с охраной лесов в регионе кардинально изменилась к лучшему. Однако поставка специальной техники, создание Единого лесопожарного центра — всего лишь борьба с последствиями, а не с системными провалами в государственном управлении лесами.
В конце 2011 года по заказу WWF ВЦИОМ поставил диагноз Лесному кодексу РФ. В социологическом исследовании приняли участие руководители российских лесопромышленных компаний и негосударственных организаций, так или иначе связанных с этим сектором экономики (более 200 респондентов в 27 субъектах РФ). 92% экспертов считают, что Лесной кодекс РФ не обеспечивает условий для развития отрасли, ни для малого бизнеса, ни для крупных предприятий; 98% уверены, что кодекс никак не способствует борьбе с незаконными рубками леса; 93% сомневаются в его эффективности и в противодействии лесным пожарам: декларированные нормы не подкреплены наличием в регионах аттестованного персонала и средствами тушения огня. Также, по результатам опроса, кодекс игнорирует интересы местного населения в управлении лесами.
«Актуальных единых «правил игры» на рынке лесной продукции в России нет до сих пор. Регионы, отраслевые союзы принимают односторонние правовые акты, которые более ни для кого не являются аксиомой», — констатирует консультант Всемирного банка Евгений КУЗЬМИЧЕВ.
Реализация «Лесного проекта-2» будет стоить около $120 млн. Как отметила Марина Сметанина, лишь $40 млн из них — заём, согласованный Всемирным банком, остальное — средства федерального бюджета РФ.
Что касается Национальной лесной политики, по заявлениям Рослесхоза и WWF к ее доработке приглашены и бизнес, и общественность.
ЦИФРА
По данным МЧС на 12 апреля 2012 года, на территории России возникло уже более 100 очагов лесных пожаров на площади около 2 тысяч га. Почти 50 из них не удалось потушить в первые сутки. Угрозы населенным пунктам и объектам экономики нет, однако для борьбы с огнем пришлось привлечь 1255 человек и 245 единиц техники.