ИМИДЖ-ПРЕСС | 18.03.2025 16:02:11

Архангельской области не удалось добиться повышения приоритетности продукции ЛПК для перевозок по железной дороге. С таким предложением к главе государства Владимиру ПУТИНУ ранее обратился губернатор Архангельской области Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ. Дело в том, что с 1 января 2025 года очерёдность перевозки лесопромышленных грузов в составе контейнерных поездов снизилась с пятой до восьмой очереди.
Напомним, что с 2022 года кардинально изменилась логистика поставок, и теперь все лесные грузы идут с запада на восток. Однако из-за низкой пропускной способности восточного полигона железных дорог сроки доставки продукции затягиваются. Подвижного состава не хватает, отправляемые вагоны и платформы бросают в пути, и они долгое время не могут дойти до грузоотправителя или грузополучателя. Всё это ведёт к росту издержек у предприятий.
Отрасль по-прежнему находится в сложном положении, несмотря на реализованные по итогам совещания по лесному комплексу в феврале 2023 года меры. К тому же, некоторые из них уже не действуют, по ряду направлений объём поддержки существенно сократился. Например, размер транспортной субсидии снизился с 500 млн рублей в 2023-м до 200 млн рублей в 2025 году. А транспортные расходы на поставку продукции на экспорт из портов Севера-Запада теперь не компенсируются.
«Для наших лесников субсидирование транспортных расходов, которые ежегодно растут, критически важно», – подчеркнул Александр Цыбульский.
Чтобы стабилизировать ситуацию в отрасли, губернатор попросил Президента РФ возобновить субсидирование транспортировки продукции ЛПК через порты Северо-Запада, повысить приоритетность перевозок лесных грузов по железной дороге. Однако Министерство транспорта РФ это предложение не поддержало. В проекте доклада Минтранса отмечено, что с учётом повышенного спроса на перевозки грузов в восточном направлении заявки рассматриваются по правилам недискриминационного доступа, которые прежде всего учитывают влияние производства и реализации груза на экономику РФ.
Приоритет перевозки грузов определяется федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями Президента и перечнями Правительства РФ. Грузы в составе контейнерных поездов рассматриваются в восьмой очереди. При этом приоритет отдают перевозкам экспортных лесопромышленных грузов от непосредственных производителей.
Для дополнительного увеличения объёмов перевозок контейнеров с лесными грузами Минтранс считает целесообразным диверсифицировать маршруты перевозок в том числе через морские порты Юга и Северо-Запада. Вместе с тем РЖД ведёт работу по повышению эффективности железнодорожного транспорта и улучшению эксплуатационных показателей.
«В Архангельской области лесопромышленный комплекс является одной из важнейших отраслей экономики, имеет ключевое значение в наполнении бюджета и занятости населения. Может быть, для Министерства транспорта продукция ЛПК и не является приоритетом, но для самого большого субъекта в европейской части страны это критически значимый вопрос, – подчеркнул Александр ДЯТЛОВ, председатель комитета областного Собрания по ЛПК, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии. – Предприятия ЛПК Архангельской области сегодня нуждаются в господдержке в вопросах транспортировки готовой продукции на рынки сбыта. Необходимо организовать бесперебойное обеспечение железнодорожным подвижным составом в соответствии с заявками предприятий, так как 80% грузов перевозится именно по железной дороге».
Как сообщают лесопромышленники, значительная часть грузового парка, предназначенного для перевозок круглого леса, «не едет совсем». Компании, предоставляющие подвижной состав в аренду, в прошлом году повысили плату на 25-30%, в некоторых случаях – более чем на 50%. Тарифы РЖД растут каждый год на 8-10%. Не исключение и 2025 год. В целом объёмы перевозок лесных грузов за последние годы уменьшились более чем на 20%.
«Если ситуация в ближайшее время не изменится, негативных последствий не избежать. Объёмы реализации упадут, как и выручка, и компаниям придётся оптимизировать свои расходы, – уточнил Александр Владимирович. – При этом складывается впечатление, что у правительства нет плана спасения или развития лесопромышленной отрасли. Десятилетиями не решаются вопросы с законодательным регулированием строительства лесных дорог и добычи песка для их строительства на арендованных участках. Это негативно сказывается на лесозаготовке».
Снижаются производственные показатели предприятий Архангельской области. Так, в 2024 году в регионе было произведено 78,3 тысячи тонн древесных гранул, а в 2021-м– 567,4 тысячи тонн. Снизился и объём выпуска пиломатериалов за аналогичный период: с 2686, 8 тысячи до 2047 тысячи кубометров.