Алексей МОРОЗОВ | 18.04.2018 15:35:17
19 апреля исполняется год со дня кончины Валерия КОЛОСОВА — заслуженного артиста России, ведущего актера Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова. Его любили зрители, хвалили критики, уважали режиссеры. В самые трудные времена Валерий Колосов взвалил на плечи художественное руководство театром и даже недолго был директором. Но самыми главными его актерскими и человеческими качествами были невероятное трудолюбие и упорство. Благодаря им он выходил на сцену практически до самой смерти…
Мое знакомство с Валерием Сергеевичем произошло почти 15 лет назад, когда я работал в театре драмы. Кабинеты были по соседству. Колосов тогда был заведующим труппой и, кроме ролей, еще и занимался чем-то «за сценой». Например, работал непосредственно с актерами — если надо, помогал, защищал. Он любил повторять, что закваской обязан «щукинской театральной школе», - именно это училище Валерий Колосов окончил вместе с супругой Ольгой ЗУБКОВОЙ. В Архангельске актерская пара оказалась в 1974 году и задержалась надолго. Валерию Сергеевичу понравился наш северный город, да и с театром повезло — практически сразу же окунулся в работу.
Будучи внешне фактурным, он переиграл множество ролей героев-любовников, как сам говорил, «всех Фердинандов». Зрители помнят спектакль «Красавец мужчина» с Колосовым в главной роли. В 90-е годы играл уже возрастных героев — Кречинский, Муромский, Дикой в «Грозе», Москалев в «Дядюшкином сне». А еще ставил детские спектакли, комедии и детективы.
В начале и середине 90-х годов Архангельский театр драмы выглядел сиротливо: менялись главные режиссеры, уходили из жизни ведущие актеры, другие уезжали. Валерий Колосов не только остался, но и стал фактически художественным руководителем. Конечно, в то время было сложно говорить о полноценных ярких премьерах: не было денег (даже зарплату месяцами не платили), здание пришло в аварийное состояние, да и морально труппе и работникам было тяжело. Но Колосов и другие ведущие актеры буквально заслоняли образовавшуюся брешь, затрачивая свои силы и здоровье…
В последние годы часто можно было видеть, как он неспешно, на больных ногах, идет в театр или домой. Но на сцене он буквально летал: казалось, что это нестареющий юноша - легкий, изящный, проворный. Не зря говорят, что на сцене происходят чудеса и волшебство. Вот и Валерий Сергеевич, несмотря на хвори и недуги, от работы никогда не отказывался, более того — он ее жаждал. А каждый спектакль играл как последний: темпераментно, страстно. Можно сказать, что это школа у него такая, актерская, а можно объяснить талантом и усердием.
У Колосова был любимый исторический персонаж, которым он всегда восхищался. Это Наполеон Бонапарт. Ему нравилась масштабность личности. И сам Валерий Сергеевич был фигурой масштабной. Как внешне — всегда подтянутый, элегантно одетый, гладко выбритый. Так и внутренне — сильный, цельный, не впадающий в уныние. Когда надо, отдавал приказы и требовал их немедленного исполнения, бывал жестковат, терпеть не мог расхлябанности. Но это был интеллигентный человек.
Есть мнение, что с уходом старой актерской школы — мхатовцев, вахтанговцев, звезд Малого театра - сам театр что-то утратил. Возможно, глубину и пристальное внимание к деталям. Современные актеры более раскованны, склонны к эксперименту, им легко отступить от принципов, заложенных Станиславским и другими великими. Валерий Колосов и актеры его школы, его поколения относились к театру с трепетом и искренней любовью. Очень переживали из-за измельчания и дилетантизма в профессии. Для Валерия Сергеевича театр и сцена были храмом, местом преображения. «Служенье муз не терпит суеты» - такой девиз можно применить к нашему герою. Он и жить старался не суетно, а осознанно…