ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 28 декабря, 2024 21:31

Тусовка, которая нужна: открытой мастерской графики в Архангельске исполнился год


Алина РОМАШОВА. Фото Алексея Липницкого и Екатерины Долгобородовой (vk.com/graphika29) | 08.09.2023 15:53:04
Тусовка, которая нужна: открытой мастерской графики в Архангельске исполнился год

Архангельской Открытой мастерской графики в августе исполнился год. Использованные за это время килограммы типографской краски, сотни листов картона и метры линолеума мало о чём могут рассказать читателю о состоятельности этого проекта. А вот графический дизайнер Виктор ТЯПКОВ поделился с «Бизнес-классом» историей мастерской и объяснил, почему она необходима городу.


Тусовка художников и преподавателей

Виктор Тяпков – преподаватель московского Института современного искусства и РАНХиГС. С 2013 года он организовывал для коллег в Архангельске встречи со специалистами по графике из других городов. Благодаря ему к нам с лекциями приезжал, к примеру, известный художник Виктор Меламед, который сотрудничал с журналами New Yorker и Rolling Stone.

«Привозили одиночек, потом начали сотрудничать с Добролюбовкой и проводить крупные плакатные выставки, посвящённые графическому дизайну. Всё это превратилось в «Плакат-центр» в 2016 году», – рассказывает Виктор.

Накануне большого ремонта в областной библиотеке Виктор и его единомышленники поняли, что необходимо искать собственное место для встреч. Так 15 августа прошлого года свои двери распахнула Открытая мастерская графики (ОМГ) – место для работы и общения художников.

«Не так давно ко мне приходил один социолог из Москвы, он проводил исследования северных городов и сказал, что в Архангельске больше всего объединений по интересам. То есть, если ты хочешь заниматься скейтами, – уже есть такое объединение, хочешь снимать кино – и такое сообщество в городе найдётся и так далее. Ну и в силу этого: хочешь печатать – есть такая мастерская. В Архангельске много сообществ и субкультур, мы просто варимся в этом котле», – отмечает Виктор.

Но была особенная потребность – сделать мастерскую именно печатной графики. В Архангельске, как заметил Виктор Тяпков, много необходимых для этого офортных станков, но они все у художников, в закрытом доступе. Чтобы попробовать поработать на таком, нужно было дождаться мастер-класса в музее или Выставочном зале Союза художников.

«А у нас можно записаться и прийти почти в любой день, чтобы заняться изготовлением собственной печатной графики. Есть станки – они ручные, но тоже печатают. Можно печатать и дома ложкой, но это довольно долго и трудно», – продолжает собеседник «БК».

В мастерской сейчас занимаются монотипией, диатипией, всевозможными печатными техниками, которые связаны с книжной графикой, и просто производством тиража, сделанным вручную.

Среди участников мастерской – дизайнеры Марина Антипина, Юлия Силина, Елизавета Бодухина, художница и преподаватель Лера Миркович, фотограф Олег Самойлов, а также Елена Комиссарова, Агния Сас, Наталья Науменко, Надежда Старицына. Сложилась «тусовка художников и преподавателей», как это называет Виктор Тяпков.

«Получается хорошая история»

За прошедший год в мастерской прошло более сотни мастер-классов и занятий, зафиксировано свыше тысячи посещений. Было много развлекательных событий: от лекций-знакомств с великими художниками до воркшопов по созданию винной этикетки. Сейчас мастерская делает упор не только на развлечение, но и на просвещение, проводит курсы и мастер-классы для подготовленных художников и новичков.

«Конечно, это не прибыльно, потому что мастерская – это не просто бизнес, а способ улучшения качества жизни. Но таких мастерских в Архангельске ещё не было. То есть были мастер-классы «нарисуй по клеточкам», арт-вечеринки с вином и другие прибыльные вещи. А у нас такой цели не стоит. Надо потихоньку нарабатывать аудиторию, и я думаю, она есть», – уверен Виктор Тяпков.

grafika_masterskaya.jpg

В мастерской действует возрастное ограничение 16+. Дизайнер объясняет это тем, что острые инструменты для создания заготовок давать детям слишком ответственно, к тому же в городе для них и так много художественных школ и кружков.

«Сначала три часа тебе надо сидеть, резать, а потом происходит… магия. К нам приходят инженеры, грузчики, продавцы, менеджеры – люди, которые планируют отдохнуть, но в клуб или кино им не хочется. Хочется порезать», – поясняет художник.

Недавно в ОМГ появилась своя анимационная мастерская, где рисуют настоящие мини-мультфильмы.

«Мы и раньше делали покадровые анимации на коленках, а это уже тренировочная база для рисования. Для одной секунды покадровой анимации надо сделать 12 картинок. Одна девушка однажды спросила: «Подождите, так это я что, должна нарисовать 60 картинок?» Да, говорю. Сидел рядом, помогал настроиться, а потом гляжу – она их нарисовала! Сначала были какой‑то внутренний страх, неуверенность, но в процессе они ушли, и получился смешной короткий мультик. Всегда интересно, что в конце выйдет, когда разрозненные части складываются в целую концептуальную историю», – рассказывает Виктор.

На минувшей неделе мастерская запустила шрифтовой клуб, где участники будут изучать состав букв, их терминологию, а потом создавать собственный шрифт.

«Из клуба получится хорошая история с привлечением специалистов из Москвы, настоящих шрифтовиков. Думаю, что мы раскочегаримся где‑то к февралю», – размышляет дизайнер.

Мастерская оказалась нужна

Открытая мастерская графики действительно открытая. Помимо того, что она работает каждый день чуть ли не до позднего вечера, художники используют её как в прямом смысле рабочее место: могут продать сделанные там работы или отдать на выставку.

За год существования мастерской появилась печатная команда, которая создаёт малотиражную графику. Скоро она появится в продаже в сувенирном и книжном магазинах. А недавно коллектив художников ОМГ разработал мерч для ярославского Музея валенок.

«Это тот пример, когда участники мастерской зарабатывают деньги на коммерческих заказах, связанных с графикой. Думаю, вскоре эти истории будут повторяться», – с гордостью за проект говорит Виктор Тяпков.

Самыми главными для мастерской приключениями этого лета он называет «Белый июнь» и «Ровдина Гора Фест», где прошли два «бесконечных мастер-класса».

«Стоишь весь день и печатаешь бесконечно долго, так что руки начинают отваливаться, а ноги подкашиваться. Интерес замечали у всех – у детей, мам и пап, бабушек и дедушек, когда они сами раскатывают краску, переносят на матрицу, нажимают на ручку станка, а через пару секунд получают оттиск и радуются. Вот это, наверное, самое приятное открытие этого лета и этого года», – продолжает Виктор.

Говорит, что для мастерской хочется сделать курс про цвет, шире изучать с коллегами техники и материалы.

«Хотелось бы и шелкографией позаниматься, и ксилографией – нужно просто денег подкопить. Интереснее всего книжная графика, будем потихонечку это направление развивать: когда иллюстратор учится метафорически объяснять текст либо его комментировать», – поясняет художник.

Виктор Тяпков искренне рад, что команда мастерской не только не распалась, наоборот – притянула немало талантливых людей. Поэтому все эти планы на будущее можно теперь только множить.

«Когда человек приходит один-два раза, а потом ты его видишь и в десятый, в пятнадцатый – он уже свой. Это победа. Это уверенность в том, что мастерская оказалась нужна», – добавляет Виктор Тяпков.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей