ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 09:20

Светлана Макарьина: «Общаться с детьми – невероятное счастье»


Беседовала Ольга ИСТОМИНА. Фото из архива Светланы Макарьиной | 19.06.2024 11:35:12
Светлана Макарьина: «Общаться с детьми – невероятное счастье»

В июне завершается второй сезон всероссийского литературно-образовательного проекта «Книги нового времени: поддержка российских писателей в создании детской литературы». По его итогам будут изданы 12 книг, адресованных детям и подросткам. Среди 100 заявок, поданных на участие в проекте, организаторы отобрали 30 синопсисов будущих книг. Одним из финалистов стала архангельская писательница Светлана МАКАРЬИНА.


В интервью «Бизнес-классу» она рассказала об участии в образовательном проекте и о своей новой книге на экологическую тематику, презентация которой состоится на фестивале «Белый июнь».

– Светлана Юрьевна, расскажите об участии во всероссийском проекте «Книги нового времени». С каким произведением вы вышли на проект?

– «Книги нового времени» – это детище Союза детских и юношеских писателей, издательства «ПрофДетЛит» и Института изучения детства, семьи и воспитания. У меня была давнишняя задумка написать о многопоколенческой семье. Это история о том, как взаимодействуют между собой дети со старейшиной семьи – прабабушкой. По синопсису, который был одобрен для участия в проекте, я писала повесть. Для этого было дано определённое время, а потом текст начали читать редакторы издательства и эксперты Института воспитания. Когда первоначальный вариант получил одобрение, продолжилась доработка повести. Сначала у неё было рабочее название «Команда из квартиры 90», а сейчас – «Пропавший фотоальбом, или Приключения дружной четвёрки». Возможно, это тоже промежуточный вариант, главное, чтобы читателю захотелось узнать: а что там, под обложкой?

– Какие занятия проходили для писателей в рамках этого проекта?

– Благодаря тому, что проект реализуется с использованием средств Фонда президентских грантов, учёба была грандиозной. Она началась в ноябре и проходила до мая. Сложно выделить, что для меня было самым интересным. Мы учились у детского писателя Екатерины Матюшкиной. Много встреч и лекций провели эксперты Института воспитания. Они рассказывали о том, какие темы для детей актуальны, что важно в воспитательном компоненте для того или иного возраста, о чём нужно говорить с сегодняшним читателем. Наши тексты разбирались по косточкам! Эксперты Института воспитания Наталья Николаевна Казначеева и Анна Викторовна Бояринцева болели за наши истории всей душой. Вообще, я очень любопытный человек, и мне нравится узнавать что‑нибудь новое!

– Вы пишете книги для детей младшего школьного возраста. На какие критерии опираетесь, когда работаете над новым произведением для этой возрастной аудитории?

– Думаю, прежде всего история должна быть интересна этому возрасту. А что больше всего любят дети? Они любят, чтобы писали об их сверстниках, школе и о том, что им самим известно и понятно. Конечно, они любят сказки и детективы, но один из главных интересов – читать о самих себе. Ещё очень важно показывать детям взаимоотношения со взрослыми на положительных примерах любви и взаимопонимания. Например, в моей повести герои состоят в организации «Орлята России» и взаимодействуют со старшим поколением: не только со своей родной прабабушкой, но и соседями по подъезду, которым дети решили помогать.

– При создании этой повести вы опирались на опыт классиков?

– Опыт классиков – это, действительно, важная опора, багаж для писателя. В повести есть такой эпизод: дедушка советует ребятам почитать книжку, и это оказывается повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

– Вы проводите много встреч с читателями, в том числе в игровом формате. Как пришли к такому способу общения и рассказа о своих книгах?

– Подсказала сфера моей деятельности. Так как я работаю редактором поэзии в детском литературном журнале «Вверх тормашками», очень часто провожу «вверхтормашечные» чтения: прихожу к ребятам с нашими журналами и рассказываю о них. А ещё показываю главного героя журнала кошку Блошку. Я очень люблю встречаться с детьми, потому что это необыкновенная энергетика и счастье. Вероятно, и внутри меня до сих пор сидит ребёнок.

kids_magazine.jpg

– Наверное, на этих встречах вы каждый раз узнаёте что‑то новое о детях?

– Не только узнаю новое, но и черпаю разные идеи. Бывает так, что прихожу домой и пишу какое‑нибудь стихотворение, потому что кто‑то из ребят задал вопрос или сказал что‑то такое интересное.

– Какую роль сегодня играют детские литературные журналы?

– Детские журналы сегодня – это своеобразные мостики от маленьких историй к книжкам с большими текстами. Начав с детских журналов, ребёнок может полюбить читать. В детских журналах публикуются в основном короткие тексты и стихи, обязательно есть игровые моменты: ребусы, загадки, комиксы. Всё это прививает интерес к чтению.

– Как редактор поэзии детского литературного журнала вы можете сказать, какими должны быть стихи для детей?

– В первую очередь смысл должен быть понятен детям. Если в стихах будет какая‑то «заумность», они их просто не поймут. Но я очень хорошо помню слова Марины Владимировны Мельницкой, заведующей педагогической частью Архангельского театра кукол и всеми любимой «тётеньки с колокольчиком»: она однажды сказала, что поэзия для детей должна быть «на вырост». И я с ней согласна. А ещё детская поэзия должна быть ритмичная, музыкальная и часто – весёлая.

– Есть ли сегодня проблема в том, что родители выбирают для своих детей только хорошо известные, классические тексты? Нет ли у читателей опасения по отношению к современным авторам?

– Да, проблема есть. У меня самой целая полка книг для внуков, половина из которых – из моего детства и детства моих детей. Но вторая половина – это современные авторы. Наверное, может помочь сарафанное радио, когда один ребёнок что‑то прочитал и посоветовал другому, или мама прочитала ребёнку книгу и посоветовала её подруге. Сегодня много современных детских писателей, которые прекрасно пишут, которыми можно зачитываться и не спать ночами, как мы в своё время. Очень хочется, чтобы сегодняшние родители узнавали современных писателей и, конечно, чтобы дети их читали.

makarina_book.jpg– Благодаря книжным ярмаркам и фестивалям такое знакомство сегодня возможно. Совсем скоро на фестивале «Белый июнь» у вас будет презентация книги «Лосёнок Вася, медвежонок Потап и Великая Сосна». Как вы подходите к экологической тематике в художественном произведении для детей?

– Эта сказка стала одной из победителей конкурса, который проводил Союз детских и юношеских писателей совместно со Всероссийским обществом охраны природы. Для моей семьи экологическая тема и разделение мусора очень актуальны, и внуки тоже с малолетства понимают, что это такое. Они знают, что надо беречь природу, что в лесу нельзя мусорить, разводить костры и оставлять их без присмотра. Знают, что не наша планета существует для нас, а мы существуем на этой планете и потому должны её беречь. Наверное, поэтому родилась сказка, где лосёнок Вася и медвежонок Потап спасают Великую Сосну, которая много лет помогала лесу избежать засухи.

– Как вы будете презентовать книгу на «Белом июне»?

– Книжные фестивали сложны тем, что это абсолютная непредсказуемость: не знаешь, кто придёт на встречу, родители или дети. Если придут дети, то мы, конечно же, будем играть. Будем изображать Великую Сосну и ловить облака, а ещё будем отгадывать, что можно сделать из переработанных бутылок. Я искала информацию на эту тему в интернете и узнала, что, оказывается, пластиковые бутылки используются для создания спортивной одежды. Теперь на встречах с ребятами я привожу этот пример и показываю фотографии.

– Какой вам представляется идеальная современная детская книга для младших школьников?

– В первую очередь, у книги должно быть название, которое ребёнок увидит и скажет: «Ух ты, я хочу об этом прочитать!» Такое название, конечно, придумать очень сложно. Книжки для современных читателей должны быть хорошо проиллюстрированы. В них могут присутствовать игровые моменты, потому что детям это тоже очень интересно. Вот ребёнок впервые открывает книжку, читает первый абзац. И начало должно быть таким, чтобы ребёнок сказал: «Хочу знать, что будет дальше!» А о чём будет эта книга? Она может быть о чём угодно. Я считаю, что даже о чём‑то научном сегодня можно написать таким языком, что детей будет не оторвать от книги.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей