Беседовала Рита ИЛЬИНА. Фото Алексея Липницкого | 09.08.2018 13:55:19
Для известного в городе скульптора Сергея СЮХИНА началом творческого пути в 1970-х годах стала работа ведущим художником на Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате. С тех пор предприятие пережило многое, и спустя десятилетия возродивший его Владимир КРУПЧАК внес важный вклад не только в судьбу ваятеля, но и в облик столицы региона: благодаря его поддержке появились памятники «Участникам Северных конвоев 1941-1945 гг.» и «Жителям военного Архангельска 1941-1945 годов».
- Сергей Никандрович, расскажите, как вы попали на АЦБК?
- В 1973 году я окончил скульптурное отделение Абрамцевского художественного училища и начал работать на АЦБК в группе эстетики. В то время каждое крупное предприятие имело такое подразделение, которое занималось оформлением цехов, территорий, мест отдыха рабочих, например зимних садов и банкетных залов. Еще мы изготавливали сувениры, разрабатывали дизайн печатной продукции – тетрадок, журналов, альбомов. Поскольку я оказался единственным в отделе сотрудником со специальным образованием, сразу стал ведущим художником. До сих пор в Новодвинске стоит разработанный мной постамент с мозаикой, на котором вывешивали информацию о культурных событиях города.
.Все, что происходит в жизни впервые, оставляет неизгладимый след в душе. Именно Новодвинск стал для меня, деревенского парня, первым городом. Впервые здесь я как молодой специалист сразу же получил квартиру. Там родилась моя первая дочка, жена работала учителем математики. Когда там построили новый Дворец культуры, я открыл в нем мастерскую и вел изостудию, то есть начал кипучую творческую деятельность.
- В какую эпоху творить сложнее – в советские годы или сейчас?
- Палка всегда о двух концах. В советское время периферийному скульптору в бронзе не давали ваять, у него в распоряжении были только дерево и гипс. Проще было тем художникам, которые особенно о духе творчества не переживали, а выполняли партийные заказы и потому были обеспеченными. Но в современный мир они не вписались.
У меня же, наоборот, сейчас расцвет деятельности, потому что литейные заводы стали частными и никакой московский монополист меня не тормозит. Завтра, например, я еду на Соловки устанавливать памятник юнгам. На большой природный соловецкий валун мы поставим скульптурную композицию двух юнгашей. В свое время с таких больших камней будущие капитаны любили наблюдать за морем.
Сегодня уже согласован с администрацией Архангельска и общественностью города мой эскиз памятника соломбальским мальчишкам – по творчеству Коковина. Скульптуру установят в сквере имени писателя рядом с городской детской библиотекой №1.
Я рад, что сегодня возрождается русское меценатство, это очень важно для художников. Например, все мои скульптуры на Чумбаровке созданы на средства спонсоров.
- Говоря о меценатстве, нельзя не упомянуть Владимира Крупчака, который профинансировал создание и установку известных в Архангельске композиций – памятника «Жителям военного Архангельска 1941-1945 годов» и памятника Северным конвоям.
- Я благодарен Владимиру Ярославовичу за это. Именно он дал жизнь этим двум значимым для города и истории проектам, в общей сложности выделив около 5 млн рублей. Эти работы останутся в веках для Архангельска.
Томас Лири, генеральный консул США, в благодарственном письме отметил, что для него было большой честью вместе с ветеранами Второй мировой войны, с руководством области и города принять участие в открытии памятника в день 74-й годовщины прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш». Ему было особенно приятно познакомиться со мной как создателем этого важного для наших стран символа совместной борьбы и общей памяти. Он выразил признательность от имени народа и правительства США скульптору и всем, кто помогал в создании памятника Северным конвоям, за бережное сохранение памяти об участниках «Дервиша», в том числе американских моряков.
Когда в Архангельск приехала английская принцесса (в 2016 году в рамках празднования 75-летия прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в Архангельске побывала Её Королевское Высочество принцесса Анна с супругом вице-адмиралом Тимом Лоуренсом. – Прим. ред.) и увидела памятник Северным конвоям, она изъявила желание встретиться с его автором. Важно, что в своей стране она курирует изящные искусства, то есть знает толк в этом деле.
Обычно художников не приглашают на подобные политические встречи, но администрация решила исполнить желание принцессы. Я рассказал ей о концепции скульптуры, ей понравилась композиция, а ее муж пожал мне руку от лица всех английских моряков. Тема войны – очень сложная, многое в ней уже буквально стало штампом, а я никак этого не хотел. В итоге родилась скульптура, в которой есть и движение, и сопротивление, и дух времени. Работа получила уважение и признание на мировом уровне, и это благодаря вкладу Владимира Ярославовича.
- Как вы думаете, почему для Владимира Крупчака важна поддержка культурных проектов, реализуемых на благо Архангельской области?
- Я не очень хорошо знаю Владимира Ярославовича лично, но чувствую, что мы с ним в чем-то похожи. Мы оба – творческие люди, только каждый по-своему: я творю как художник, а он – как бизнесмен. Меня с ним роднит то, что мы выросли в деревне, ведь многие важные черты характера формируются именно в детстве. Владимир Крупчак впитал в себя дух малой родины и вырос в гармонии с природой. Она развила в нем естественную и живую интуицию, которая впоследствии помогла ему стать успешным предпринимателем.
Владимир Ярославович – человек мира, а я человек своей маленькой деревеньки, но оба мы помним свое родное, северное, и откликаемся на него. Я всю жизнь работаю над тем, чтобы красоту Русского Севера узнал весь мир, а Крупчак, наоборот, постоянно возвращается из-за рубежа, чтобы помочь своей малой родине.
- В 1990-е Архангельский ЦБК переживал тяжелые времена, но Владимиру Крупчаку удалось его реанимировать. Беспокоились ли вы за судьбу комбината, хоть в то время уже там не работали?
- Когда в 1990-е годы АЦБК начал загибаться, было больно и тяжело на это смотреть. И очень радостно, что предприятие возродилось и ожило. Та эпоха была сложной, но Владимир Крупчак оказался тем самым человеком, которому труд был в радость и на всю жизнь зарядил бесконечной энергией.
Такие люди, как Владимир Крупчак, дают народу ощущение стабильности. Нам, художникам, оно особенно необходимо. Развитая промышленность обеспечивает надежный тыл для искусства, дает спокойствие и уверенность творческим людям.
Я желаю, чтобы дух Русского Севера, который Владимир Ярославович впитал в детстве, никогда не покидал его. Родная земля Михаила Ломоносова одарила его стратегическим талантом. Я рад, что такой крупный комбинат благодаря его руководству сохранил и приумножил свою мощь.