ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 4 ноября, 2024 21:02

Сергей Самодов: «Я в творческий процесс не вмешиваюсь, я его обеспечиваю»


Беседовали Григорий ДИТЯТЕВ и Артём БОТЫГИН. Фото Артема Ботыгина. | 12.09.2017 16:03:59
Сергей Самодов: «Я в творческий процесс не вмешиваюсь, я его обеспечиваю»

В прошлом году Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова представил сразу девять премьер, параллельно решая проблемы с долгами. Грядущий сезон будет не таким насыщенным по количеству новых спектаклей, при этом финансовые проблемы еще остаются. Директор театра Сергей САМОДОВ рассказал «БК», почему называет себя Карабасом-Барабасом, чем главная сценическая площадка региона рассчитывает удивить зрителей в ближайшее время и когда все же закончится «долговая» эпопея.


— Сергей, как сегодня у театра обстоят дела с финансами? Каковы результаты прошлого года в материальном выражении?

— В 2012 году театр заработал 37 млн рублей, в 2013-м и 2014-м — по 41 млн, в 2015 году — 35,3 млн. Значит произошло падение интереса, и этот интерес нужно было возвращать. В 2016-м мы заработали 43,3 млн рублей - это самая большая сумма за последние годы. Правда, сюда входит не только продажа билетов: мы, например, еще сдаем помещения в аренду. Раньше это оформлялось по договорам совместного проведения мероприятий — в результате театру насчитывали НДС. Сейчас мы заключаем договоры аренды, которые согласуются в министерстве имущества и министерстве культуры. Соответственно, не платим 18% налога с заработанных средств. Кроме того, в 2016 году мы провели аукцион на использование площадок для буфета — теперь это новая статья дохода для театра. Также в качестве субсидии на выполнение госзадания в этом году получили 69 млн рублей. Перед учреждением культуры не ставится задача по выходу на самоокупаемость или рентабельность. Задача театра — преодолеть небольшой кризис. И осталось сделать пару шагов.

— Мы так органично подошли к вопросу о долгах театра. Какова была ситуация, когда вы пришли и что происходит сейчас?

— Стоит понимать, что кредиторская задолженность делится на операционную и просроченную. Мы как бюджетное учреждение сначала заказываем услугу, вносим, скажем, 15%-ный аванс, а потом должны эту услугу получить и только затем выплатить оставшуюся часть денег. И в период, когда услуга оказывается, эта сумма может считаться кредиторской задолженностью. Однако, по сути, речь идет об операционных расходах — нет ничего страшного.

Когда я заступил на должность директора, общая задолженность составляла 30 млн рублей, причем более 12,7 млн из них приходились на налог на имущество. Сейчас ситуация стала улучшаться. Общий объем принятых обязательств — порядка 20 млн, в том числе по налогу на имущество — чуть более 4,7 млн рублей. Мы эту задолженность должны закрыть в октябре. Правда, к этому сроку нужно будет платить уже за третий квартал... Попытаемся выйти на реструктуризацию долга. Налоговая инспекция ждать не будет — может и счет арестовать.

— А сейчас у вас счет не арестован?

— Жив, все хорошо. В театре рабочая атмосфера, есть множество планов. За прошлый сезон

мы смогли осилить пять гастрольных поездок на международные фестивали, параллельно решая вопрос с «кредиторкой»! Можно, конечно, полностью сконцентрироваться на финансовых вопросах, не уделяя времени премьерам. Да, тогда мы быстрее справились бы с проблемами. Но зритель перестает ходить в театр, где его не могут удивить, не показывают ничего нового. Творческий поиск должен быть всегда. Так что мы смотрим, решаем, в каком случае лучше вложить средства в новый спектакль, а в каком, наоборот, сэкономить, чтобы заплатить по обязательствам.

— Все-таки хотелось бы закрыть финансовую тему, чтобы больше к ней не возвращаться. Долг в 850 тысяч рублей «Солистам Москвы» — это правда?

— На тот момент нам нужно было срочно закрывать долг по налогу на имущество. Хотелось бы выразить большую благодарность дирекции Юрия Башмета: они согласились на пост-оплату. Все сроки оговорены. Стоит сказать несколько слов о том, почему эта история вообще появилась в СМИ. Ситуация с «золотым парашютом» бывшего директора театра Александра ДУНАЕВА — уже притча во языцех. Театр закончил выплачивать ему 10 млн рублей в августе прошлого года. Но господин Дунаев (он же, как я полагаю, стал источником разного рода информации, носящей диффамационный характер) захотел еще 2,5 млн рублей — видимо, сделав «индексацию». Мы подготовили мотивационный ответ, и суд первой инстанции принял нашу сторону.

- В прошлом году вы представили девять премьер. Насколько это затратно?

- Чтобы сделать новый спектакль для большой сцены, нужно порядка 2 млн рублей. Сцена большая, глубокая — одно только производство декораций требует немало средств. С другой стороны, есть спектакли, на которые потрачено всего 80 или 150 тысяч рублей. На камерной сцене идут спектакли, на которые вообще не было потрачено почти ни рубля, но по самим постановкам этого не скажешь.

— Такое количество премьер — это какая-то установка или просто накопилась творческая энергия?

— Очень много проектов назрело у главного режиссера Андрея ТИМОШЕНКО, и их нужно было реализовывать. Артисты стали готовы для ролей. Пример – Нина Няникова в роли Катерины в «Грозе». Делать по два спектакля в сезон — несерьезно, хотя порой это грустная реальность... В то же время, некоторые спектакли были списаны. Какие-то, к сожалению, из-за того, что артист уже не мог играть. В прошлом сезоне мы потеряли Валерия КОЛОСОВА — заслуженного артиста России, человека, который в свое время не побоялся взять на себя ответственность и руководил театром. Спектакль «Смерть дурака» был, по существу, его бенефисом.

— Как будете обновлять труппу?

— В следующем году будем набирать группу в Театральный институт имени Бориса Щукина: 10-12 человек, которые после обучения придут работать к нам. Вспомогательный состав труппы пополнил Константин МОКРОВ - выпускник театра-студии «Балаганчик». В прошлом сезоне он занимался в нашей студии-лаборатории.

— У вас ведь был налажен хороший контакт с Мариинским театром. Вы его как-то поддерживаете?

— Благодаря контактам, в том числе с Мариинкой, у нас появился кофр для хранения концертного рояля. Ждем информации, когда поступит сам рояль. Пока в Архангельске такой инструмент есть только в Кирхе, и специфика такова, что его лучше не перемещать. К нему должна прикасаться только рука настройщика и человека, который на нем играет. Если у драмтеатра появится свой концертный рояль, мы сможем принять участие в больших всероссийских проектах.

— Какие «гвозди» программы ждут зрителя в новом сезоне?

— Конечно, правильнее об этом говорить с главным режиссером. Я в творческий процесс не вмешиваюсь, я его обеспечиваю. Но, раз спросили, отмечу, что нас ждет возвращение «Щелкунчика»: это новогодняя история, немного видоизмененная. На камерной сцене будет две премьеры. В ноябре начнем показывать «Загадочное ночное убийство собаки». Один из самых ярких проектов будущего сезона — спектакль «Последнее искушение Михаила Ломоносова». Анастасия ЭКАРЕВА написала пьесу, которая несколько лет ждала своего часа. Ломоносов в ней показан не как «бронзовый памятник», а как простой человек. Мы уже сделали открытую читку пьесы. Еще запланированы открытые репетиции, представление исполнителей главных ролей. Основная интрига — кто будет играть самого Ломоносова. Это пока секрет.

У нас юбилейный сезон — 85-й. Стартует очень интересный проект «Тет-а-тет» - встречи со звездами театра и кино. 24 сентября приедет Валерий БАРИНОВ, 30 октября Евгений КНЯЗЕВ. Мы планируем также пригласить на открытие фестиваля «Родниковое слово» театр имени Вахтангова. На мой взгляд, это ведущий театр в России, если мы говорим о драматическом искусстве. Но все упирается в финансовую сторону вопроса. Если дебет с кредитом сложится, рассчитываем на пару показов «Евгения Онегина» с Сергеем МАКОВЕЦКИМ в главной роли.

— У вас на личной странице в «ВКонтакте» стоит статус: «В каждом театре должен быть свой Карабас-Барабас». Этот персонаж характеризуется как суровый, страшный, злобный, жадный, с большой бородой. Бороду видим, а по другим параметрам вы себя с ним отождествляете?

— Я не злой и не жадный. Я больше иронизирую на эту тему: бороду носишь и работаешь в театре — значит, Карабас-Барабас. Чувство юмора — это хорошо.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей