ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Река Потудань»: на «Европейской весне» показали спектакль, номинированный на «Золотую маску»


Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной | 19.04.2019 00:43:58
«Река Потудань»: на «Европейской весне» показали спектакль, номинированный на «Золотую маску»

Спектакль «Река Потудань» Псковского драматического театра стал центральным событием фестиваля «Европейская весна». В постановке по рассказу Андрея Платонова режиссер Сергей Чехов соединил приемы пластического, визуального и аудиотеатра, которые создают целостное авторское высказывание о жизни и смерти. С этим спектаклем он стал лауреатом премии Президента РФ для молодых деятелей культуры и был номинирован на «Золотую маску».


Историю молодого человека Никиты Фирсова, вернувшегося домой после окончания гражданской войны и пытающегося найти себе применение в новой мирной и непонятной жизни, режиссер Сергей Чехов представил как исследование сущности человека в течении времени, которое мы порой не замечаем в повседневности. Главным испытанием для героев становится познание любви.

Текст рассказа в течение всего действия звучит из динамиков: то отзывается эхом, когда слова накладываются друг на друга, то сливается в многоголосье, когда слышны лишь обрывки фраз. Можно было бы предположить, что в экспериментальном спектакле по классическому произведению текста не будет совсем, но в постановке Сергея Чехова он сохранен почти полностью. Однако артисты, исполняющие даже не самих персонажей, а, скорее, транслирующие ощущения, ассоциации, смыслы, не произносят на сцене ни слова – их голоса раздаются словно из потустороннего мира. В спектакле заняты народный артист РФ Юрий НОВОХИЖИН, заслуженные артисты РФ Виктор ЯКОВЛЕВ и Надежда ЧЕПАЙКИНА, голоса которых звучат в записи.

«Мы создавали очень сложную партитуру, записывали текст в студии с артистами. – рассказал режиссер. – У нас была возможность записать звук на пяти разных дорожках, и он перетекает из одного канала в другой. С помощью современных технологий текст был превращен в музыку. Вся звуковая основа спектакля – это текст Платонова. Если бы я начал отдавать реплики артистам, ткань платоновского языка исчезла бы. Поэтому я решил отделить их друг от друга вообще, чтобы текст превратился в своеобразную реку».

Одновременно с текстом вниманием зрителя завладевают звуки журчащей воды, устремляющегося куда-то потока, которые сменяет навязчивый стук капель. Погружение в вязкий потусторонний мир происходит постепенно, он словно окутывает и погружает на дно реки. Вместе с персонажами, полтора часа существующими в замкнутом стерильном и холодном пространстве, напоминающем больничный коридор с казенными креслами и стенами, выкрашенными наполовину белой, наполовину зеленой краской, невольно начинаешь чувствовать страх того, что «время пропадет совсем». Кажется, что персонажи попали в пограничное состояние между жизнью и смертью, тишину которого нарушает лишь железное хлопанье дверей. Это – коридор времени и реки жизни, течение которой несет нас неумолимо…

На небольшой экран на сцене крупно проецируется человеческий зеленый глаз, губы, пальцы… Кажется, что части тела рассматривают, словно через увеличительное стекло, а в самом спектакле происходит изучение составных частей человека – как его физической сущности, так и духовной. Исследовательскому, внимательному к деталям взгляду режиссера сопутствует ощущение холода и пустоты, подчеркнутое белым светом электрических ламп. В форме исследования рассказывается история взаимоотношений Никиты и Любы (актриса и хореограф Илона ГОНЧАР), которая синхронизируется с жизнью реки. Жизнь повседневная, человеческая при этом повторяется по второму и третьему кругу – как снова и снова проходит по коридору Люба.

Интересно, что Сергей Чехов полгода учился в Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса ЮХАНАНОВА, художественного руководителя Электротеатра Станиславский, что повлияло на взгляды режиссера на современный театр.

«Это был довольно серьезный переворот, – поделился впечатлениями Сергей Чехов. – Борис Юрьевич формулирует очень крутые вещи о процессуальности. Театр – это не результативное, а процессуальное искусство. Самое важное, что может быть в театре, – процесс, и зритель, входя в спектакль, тоже начинает находиться внутри него».

Как у Платонова – «перед рассветом начинается движение тьмы», так и в спектакле некому просветлению, формированию смыслов предшествует движение сознания, порой тяжелое погружение в материю спектакля. Но при всей сложности восприятия в начале действия постепенно складывается целостный образ, завораживающий и заставляющий размышлять.





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Бизнес-класс ТВ

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5