Беседовала Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото: Алексей Липницкий | 11.09.2015 08:39:08
Осень в Архангельске ознаменует череда музыкальных праздников: 10-16 сентября - Международный фестиваль «Похвала органу». В будущую субботу известный норвежский ансамбль Vocal Nord откроет «Северные хоровые ассамблеи» – первый в истории города международный фестиваль хорового исполнительства. Культурные события демонстрируют широкий диапазон творческих контактов музыкантов классической школы и удивительное многообразие социально-художественных явлений, которые они способны координировать. Об этом и о программе сезона 2015-2016 годов мы побеседовали с Ольгой ГОЛДОБИНОЙ – управляющей творческим коллективом Поморской филармонии.
– Ольга Львовна, чем знаменателен для вас предстоящий сезон?
– Близятся две исторические даты: в следующем году мы отмечаем юбилей архангельского органа, а еще через год – 30-летие Камерного зала Поморской филармонии. И хотя открытие нынешнего концертного сезона по традиции состоится в Международный день музыки – 1 октября, ему предшествует насыщенный, богатый на события сентябрь.
Буквально на днях, вслед за традиционным фестивалем «Похвала органу» с участием трех органистов из Японии, США и России, пройдут «Северные хоровые ассамблеи» - международный фестиваль, на который ждем замечательный коллектив из Тромсе. В гала-концерте примут участие коллективы из Архангельска, Северодвинска и Каргополя. Это наш первый опыт совместного проведения такого мероприятия с Почетным Консульством Норвегии в Архангельске – надеюсь, новая традиция найдет достойное продолжение.
С октября начнутся концертные события 78-го сезона Поморской филармонии, связанные как с выступлениями архангельских артистов, так и с приездом гостей. С огромным нетерпением ждем Виктора РЯХИНА – человека, глубоко заинтересованного в развитии органного исполнительства и связанной с ним фестивальной традиции в Архангельске. С 1991 года он хранил ее в своих руках, очень крепко и с большой любовью. Сейчас мы размышляем над программой празднования 25-летия архангельского органа, которое будем отмечать в сентябре 2016 года.
– Юбилейный фестиваль: кого ждать любителям органной музыки и к чему готовиться?
– Когда инструменту исполняется 25 лет, хочется найти к нему особый подход, как к повзрослевшему ребенку, отмечающему первый юбилей. Я не хочу заранее раскрывать все сюрпризы, которые мы готовим для публики, но скажу, к примеру, что в Архангельск будут приглашены представители потсдамской фирмы «Александр Шуке», которая построила наш орган, и, конечно, одним из главных гостей фестиваля станет немецкий органист. Безусловно, состоится концерт Виктора Ряхина, у которого я с радостью проработала ассистентом десять лет. Скорее всего, у нас выступит очень интересный дуэт из Норвегии, сочетающий звучание органа и духового инструмента.
– А как чувствует себя архангельский орган?
– Думаю, хорошо. Во-первых, его создала знаменитая фирма. Во-вторых, он постоянно настраивается и для его комфортной жизнедеятельности в зале соблюдается температурный режим, а раз в два года специалисты по органостроению из Потсдама приезжают на плановые профилактические работы и очень тщательно его осматривают для предупреждения возможных сбоев. Помимо того, в их поле зрения попадают некоторые моменты технического усовершенствования, выходящие за рамки профилактики, и таких моментов набралось несколько. Например, существует регистр vox humana, замена которого даст великолепному архангельскому инструменту новые расширенные возможности звучания. И сейчас в долгих беседах с Виктором Ряхиным мы обсуждаем формы взаимодействия тех, кто по-настоящему любит архангельский орган, чтобы преподнести ему достойный подарок к 25-летию. По счастью, мир таков, что в нем существуют ценности, которые передают из поколения в поколение – тем, кто придет после нас.
– Помню чувство, с которым слушала первый органный концерт в камерном зале 21 июля 1991 года. В тот день Кирха стала стержнем культурно-исторической среды нашего города, а долгожданная возможность встречи с высоким искусством в одночасье раздвинула горизонт восприятия мира...
– Кирха – это уникальная звуковая «лаборатория», имя которой – Акустика. Побывав в разных городах России, я не видела аналогов нашему залу. Мы имеем редкую возможность слышать звуки голосов и инструментов в тех параметрах естества, которые дают правильное восприятие классической музыки. А сила воздействия звука велика.
Любой артист рождается на сцене, а артист звуковой — музыкант — получает возможность преображаться и эволюционировать только в пространстве безупречной акустики. Когда ты в нем оказываешься, вокруг формируется необходимый профессиональный пласт, определяющий уровень мастерства. Ты нацеливаешь себя на работу в акустике и на определенный режим самоотдачи и получаешь соответствующий отклик.
За много лет работы в филармонии я неоднократно получала довольно заманчивые предложения уехать, но так же, как и мой муж – солист Поморской филармонии, заслуженный артист России Игорь ПЕРФИЛЬЕВ, – не соглашалась. Прежде всего потому, что у нас есть возможность работать в таком зале. Консерваторию я заканчивала в Саратове, но за пять лет он не стал для меня родным, а вот приехав в Архангельск, сразу поняла, что это мой город. В нем есть уникальный камерный зал и столь же уникальный коллектив. Ведь очень важно, кто работает рядом, сложился ли филармонический костяк, способный удержать уровень такого зала. Вселенная очень маленькая, и для нас она сосредоточена здесь, потому что здесь мы имеем возможности для творческого роста. Говорят, что храм должен быть намоленным. Точно так же атмосфера Камерного зала Поморской филармонии «намолена» трудом людей, которые у нас собрались, – профессионалов очень высокого класса, при любых обстоятельствах сохраняющих преданность своему делу.
– Среди них есть признанные мастера сцены, а появляются ли творческие индивидуальности, готовые развивать традиции архангельского музыкального сообщества?
– Мы хорошо понимаем, что Архангельск находится не в самом выгодном географическом положении и в один прекрасный день к нам не хлынут готовые музыканты. Да и специфика филармонии такова, что здесь не может внезапно появиться кто-то – это организация, воспитывающая кадры внутри себя. Только человек, по крупицам собирающий бесценный сценический опыт, проявляется как творческая индивидуальность.
Филармония рассматривается как организация высшего порядка и не может упоминаться в контексте сравнения или конкуренции с другими учреждениями только потому, что она единственная призвана просвещать людей профессиональной музыкальной культурой. У нас есть важнейшее направление деятельности, которое мы, к сожалению, не афишируем достаточно широко - я говорю о воспитании детей. На сегодняшний день Поморская филармония одна из немногих в России, где каждый год организуются циклы абонементных концертов для школьников – с первого класса до одиннадцатого. И, что очень важно, эти концерты рассматриваются не как развлекательные выходы в свет, а как целостная система музыкального просвещения. Часть наших маленьких слушателей, несомненно, составит аудиторию будущего.
Не мы идем в школы, а школы едут к нам; причем ребенок попадает прямо в зал. Иногда дети, прошедшие все ступени абонементов, могут многому научить своих родителей: что и как нужно делать в концертном зале филармонии, как воспринимать музыку разных эпох. Нередко взрослые сначала приходят к нам по детским абонементам, опасаясь что-либо не понять на вечернем концерте. Особенно они любят органные концерты для детей и юношества, которые всегда сопровождаются разъяснениями и комментариями. Традицию таких концертов сейчас продолжает Полина Бойко, и надо сказать, что это у нее хорошо получается. В этом году в наш коллектив влились три совсем молодых специалиста. Мы растем и развиваемся. К счастью, все наши артисты в добром здравии и хорошей сценической форме.
– Какие новые веяния донесет до нас 78-й сезон Поморской филармонии?
– Нам предстоит отметить две литературные даты – 120-летие Сергея Есенина и 95-летие Федора Абрамова, в связи с чем мы решили возобновить традицию литературно-музыкальных вечеров, прервавшуюся с отъездом мастера художественного слова Светланы СИДОРОВОЙ. Думаю, что неповторимое шоу ждет нас в период фестиваля «Зимние грезы». Солисты из «Виртуозов Москвы» и знаменитой Гнесинской школы представят интересную, тщательно выстроенную стилистически программу, посвященную истории 20 духовых инструментов. Событийный ряд предстоящих концертов нового сезона очень широк и разнообразен.
В прошлом году в Гостиных дворах открылся «Филармонический салон» - новое направление в деятельности Поморской филармонии. Там установлен концертный рояль и проводятся воскресные вечера по принципу Декабрьских вечеров в Музее имени Пушкина, но со своей неповторимой атмосферой. Биржевой зал Гостиного двора – идеальное место для эксклюзивных программ, а краеведческий музей – идеальный партнер в этом проекте. Такое взаимодействие обогащает обе стороны: мы вместе развиваем культурные традиции Архангельска.